Восемь лет назад Тульская область по своим экономическим показателям была на 68-м (из 89) месте в стране. Три года назад — на 32-м, сегодня -на 46-м. В общем, мы — классический середнячок.
Улитка, тихо ползущая по склону
Увы, с каждым месяцем тает наше главное преимущество. Речь о промышленности, темпы роста которой в начале и даже в середине года были весьма неплохи. К лету, например, тульские заводы плюсовали против того же периода 2004 года почти 11 %, вся Россия — 5%, Центральный федеральный округ (ЦФО)- 14%.
Год мы закончим с показателем в 106,5-106,8%. Да, это больше средних данных по стране, где ожидается около 104%. Однако гораздо ниже показателя родного ЦФО, куда входит Москва и 17 окружающих ее областей (117%).
Причин такого снижения темпов две.
Первая — слабая работа нескольких предприятий гражданского машиностроения. Откровенно провалились узловский «Кран» и Ясногорский машзавод. Не смогли набрать ожидавшихся объемов «Тулаэлектропривод» и «Тулажелдормаш». Не выходит из полосы трудностей Тульский комбайновый. А потому стабильно работающие предприятия, например, «Алексинтяжпромарматура» и «Белевтрансмаш», не способны перекрыть совокупный минус других.
Вторая причина — трудности оборонщиков. Госзаказ оказался не так велик, как ожидалось, да и оплачивается он не слишком регулярно. Не выдавая секретов, скажем, что есть проблемы с экспортом некоторых систем высокоточного оружия. Хотя в целом отрасль идет с плюсом, но это заметно ниже тех ожиданий, которые существовали.
Свои сложности в черной металлургии.
Резкий всплеск внутренних цен на сырье (руда, кокс) Заметно уменьшил размер прибыли, в том числе — за счет экспорта.
«Большая химия» держит хороший темп, пищевая отрасль — тоже. Неплохо и то, что впервые за последние пять лет индекс цен производителей промышленной продукции отстает от общего показателя инфляции. Это делает наши товары более конкурентоспособными. И все же…
В масштабах ЦФО по темпам промышленного роста мы переместились с пятого на девятое место. Увы, признаков изменения ситуации в лучшую сторону пока не видно.
А ведь промышленность — реальный «локомотив» нашей экономики. Она дает области половину рабочих мест и свыше 60% налоговых поступлений. Понятно, что поводов для паники нет (плюсуем же), но и для особой радости — тоже.
Серая жизнь
В сфере доходов и уровня жизни туляки демонстрируют нелогичное соединение бедности и щедрости. Официальной бедности, в смысле заработков, пенсий и пособий, и реально высокой платежеспособности в отношении покупки товаров. Судите сами.
Сегодня средняя зарплата в регионе -чуть более семи тысяч в месяц. Десятое место по ЦФО, или на 15% ниже общего показателя по стране.
По доходам, которые, помимо заработков, учитывают еще пенсии, стипендии, а также -иные источники» (сдача жилья в наем, дачи, приработки на стороне и т.п.), мы выглядим еще хуже. На одного жителя — чуть более 5200 рублей в месяц, 13-е место в ЦФО, на 25% меньше, чем в среднем по России. Туляки спустя пять лет снова вернулись в перечень двадцати беднейших регионов страны. Но…
Темпы возведения у нас новых торговых центров — одни из самых высоких в ЦФО. За год объемы продаж в розничной торговле выросли на 14%, тогда как по России — на 11 %, по ЦФО — на 9%. По денежным затратам в расчете на одного жителя мы находимся в своем округе на достаточно почетном пятом месте. При этом у нас очень высокие цены на хлеб, овощи, мясные продукты, крайне нехороши тарифы на жилье и коммунальные услуги. Однако ведь платим.
А теперь попробуйте объяснить: как туляки, получающие столь скромные официальные доходы, могут позволить себе весьма немалые расходы?
Разгадка проста и грустна. По подсчетам финансистов, около 40% реальных доходов наши земляки получают в конвертах, мимо кассы (и мимо налогов, естественно). Треть населения, прикидываясь голью перекатной, на самом деле таковой не является.
Но нам не стыдно. Никто не удивляется, что при заработках в частных фирмах в 2,5 -3,5тысячи рублей их сотрудники ездят на работу на хороших автомобилях и одеваются в дорогих салонах. Это наш стиль жизни…
Погребальная перспектива
В стране дружно говорят о реализации четырех национальных проектов. Медицина, образование, жилье и сельское хозяйство объявлены главными приоритетами на ближайшие годы. Нам обещают вливание туда многих миллиардов.
Это, конечно, хорошо. Только у Тульской области своя специфика. Ей требуется пятый, персональный, проект. Демографический.
За истекший год население губернии снова уменьшилось на 23 тысячи человек. Минус один город типа Ясногорска или Ве-нева. Смертность у нас втрое превысила рождаемость. По темпам вымирания Тульская и Псковская области являются абсолютными лидерами не только в России, но и во всей Европе…
Эта проблема присуща всей стране, где население в последнее время уменьшается со скоростью минус один — полтора миллиона человек в год. Руководство России «обозначило» вопрос. Он вроде будет решаться через улучшение ситуации в той же медицине, а также за счет повышения общего качества жизни.
Подсчеты показывают, что для перелома ситуации в положительную сторону потребуется не менее 10-15 лет. Страна их, наверное, переживет. Наша область — вряд ли. Ктому времени ее население сократится на 350 тысяч и будет едва превышать один миллион человек. Из них 700 тысяч составят пенсионеры, 100 тысяч — дети и подростки, работающих останется не более 200 тысяч. В три с половиной раза меньше, чем сейчас.
Произойдет развал промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, медицины, образования, управления. Останутся торговля и социальное обеспечение. Многие районы превратятся в безлюдные пустыни…
Туле, Пскову и еще доброму десятку регионов нужна срочная «демографическая» помощь. Области сами с ситуацией не справятся, вымрут. Мы — в числе первых.
Однако федеральный центр молчит.
Снится мне деревня…
У нас — полный крах социальной инфраструктуры в деревнях, отсутствие во многих из них дорог, воды, торговли, клубов, детских садов и школ. Формально АПК в нынешнем году дал прибавку производства (в денежном выражении) на 2%. Но если посмотреть на показатели снижения объемов производства мяса, молока и яиц, то окажется, что область здесь в тройке наихудших регионов ЦФО.
Число людей, занятых в сельском хозяйстве, за 15 лет сократилось в пять раз. Сегодня три из четырех работающих — пенсионеры. Техника — на грани остановки. Брошены почти 400 тысяч гектаров земли, четверть всех площадей.
Чтобы кардинально поднять сельское хозяйство с колен, нужны инвестиции в объеме 5-6 миллиардов ежегодно. Область реально может дать 600 миллионов, на следующий год из Москвы обещают около 700 миллионов (рост помощи вдвое). То есть общий объем преференций — в пять раз меньше потребного…
Темпы жилищного строительства в нынешнем году — 91 % к показателям далеко не лучшего 2004 года. Предпоследнее, 17-е место в ЦФО. Половину домов строят частники, 30%-столичные фирмы, выставляющие квартиры на продажу по ценам, недоступным для 90% населения. За год в сельской местности улучшили жилищные условия всего 26 семей!
Мы занимаем третье место в стране по объемам ветхого и аварийного жилья (две тысячи семей обитают в бараках, подобных которым не было даже в годы войны). Только на их ликвидацию и переселение оттуда людей нужно около 20 миллиардов рублей. Срок реализации программы — не более пяти лет, иначе все снова утонет в болтовне. Область может давать полмиллиарда в год. Федерация, грозящая воплотить программу «Жилье», обещает столько же. В 20 раз меньше необходимых объемов. О чем тут говорить?..
Если такое отношение со стороны федерального центра не изменится, то область национальные программы завалит, а потом тихо вымрет.
Да, не по своей вине. Только нам оттого не легче.
Александр САВЕНКОВ, экономический обозреватель «Молодого коммунара».