В апреле этого года за получение взятки в размере 80 тысяч долларов был задержан депутат городской Думы Юрий Горбунов. По версии следствия, в обмен на круглую сумму денег гордеп обещал директору коммерческой фирмы «протолкнуть» решение о продаже одного из тульских муниципальных унитарных предприятий. С тех пор в кулуарах законотворческого органа все чаще поговаривают о том, что вопросы о продаже муниципального добра нередко решаются.
Впрочем, это только разговоры. Не пойманный — значит, и не вор. Между тем каждое заседание городской Думы, на котором рассматриваются судьбы муниципальных объектов для приватизации, становится ареной яростных обсуждений. Вот где сила мысли, вот где красноречие! В подготовленных на утверждение списках значатся, как правило, сразу несколько муниципальных объектов, которые выставлены на продажу. Голосование определяет, быть недвижимости проданной или остаться в муниципалитете.
Однако проблема даже не в том, что городская собственность, распродается, хотя в последние два года этот процесс принял угрожающие масштабы. Вопрос еще и в том, как это делается. Существует два способа приватизации собственности — целевые продажи и аукцион или конкурс. Именно целевыми продажами сегодня недовольны многие гордепы, которые считают, что это не что иное, как разбазаривание муниципального добра, когда по смехотворной цене в частные руки отдаются самые лакомые куски.
Так, на подобную продажу было выставлено МУП «Мир» на улице Революции, 39. Помещения площадью 5 тысяч кв. метров пытались «сплавить» за 30 млн рублей. Дело дошло до суда. Независимая экспертиза признала, что реальная цена объекта как минимум 50 млн рублей. То есть 20 млн рублей прошли бы мимо городской казны. На эти деньги можно смело отремонтировать 1000 тульских подъездов, ремонт одного обходится в 15-20 тыс. рублей.
«Мир» уйдет в частные руки — решение об этом уже принято. Важно то, что предприятие продается за реальные деньги. По такой же ловкой схеме пытались реализовать несколько зданий на пересечении, улиц Каминского и Ф. Энгельса, деревообрабатывающее предприятие «Циркон», Кстати, именно за этот комбинат Горбунову и давали 80 тысяч долларов.
В 2005 году на целевую продажу планировалось выставить» порядка 20 городских объектов.
Были подготовлены и соответствующие документы, но новый исполнительный директор управы — Владимир Могильников своевременно отозвал бумаги. В прошлом году «по-целевому» в частные, руки ушло 8 городских объектов, за них была выручена весьма небольшая денежная сумма — всего 36 млн рублей.
Более разумный и целесообразный способ продаж — это открытый аукцион или конкурс, когда муниципальное добро продается по максимально возможной цене. Правда, в 2004 году только одно муниципальное здание было продано с молотка — и то по первоначальной стоимости в 6 млн рублей. Участник аукциона, который давал за объект максимальную сумму — 20 млн, неожиданно отказался от участия в торгах.
Впрочем, неожиданности на аукционах происходят довольно часто. Российская практика показывает: первоначальная цена собственности, как правило, занижается. Возможен и сговор на аукционе, когда торги срываются (есть хорошо отработанные механизмы), а сам объект уходит по первоначальной невысокой цене. Даже если оценщик оценил собственность в энную сумму при продаже всегда можно поднять, первоначальную стоимость. Но это происходит крайне редко. Сколько, сказал оценщик — от этого обычно и пляшут на торгах. Хотя нелишне было бы подумать, стоит вообще: продавать объект или нет.
Однако своя, правда есть и у тех, кто ратует за продажу муниципального добра. Частные руки не всегда прибирают к себе аккуратные новые здания, но скупают.
И старые убогие муниципальные: развалюшки. В городской казне не нашлось денег для их достойного содержания, использовать; объекты с пользой для дела тоже не смогли.
Сегодня многие депутаты сходятся на мысли, что, не имея возможности с умом хозяйничать самим, нужно дать шанс похозяйничать другим. В том смысле, что, аренда имущества неплохой способ решения вопроса. Во-первых, это, как к продажи, приносит реальные деньги в бюджет. Всего же за год аренда приносит городу порядка 96 млн –рублей. Во-вторых, если сдавать добро в аренду, оно все равно остается у города. Продать его всегда успеют. Впрочем, как говорят в гордуме, арендные ставки тоже нужно было бы пересмотреть: 150-300 рублей в месяц с каждого квадратного метра арендуемой площади — деньги очень маленькие. Бреши в казне такими точно не заткнешь. И тогда уже придется продавать муниципальное добро. Так и без штанов остаться недолго.
Наталья НИКИТИНА.