Бывший замруководителя Роспрома Александр Рыбас возглавил тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП). КБП выпускает зенитный комплекс «Панцирь», у него есть портфель заказов на $6 млрд и право самостоятельно экспортировать вооружения. Но сначала Рыбасу придется решить, где разместить работающих в спортзале конструкторов завода, и помешать возможному растаскиванию активов КБП его менеджерами.
Справка «Ведомостей»: ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения» создано в конце 1920-х гг. и занимается разработкой управляемого оружия для сухопутных войск, скорострельных пушек и систем ПВО ближнего радиуса действия. Почти 40 лет его генконструктором был Аркадий Шипунов. Портфель заказов КБП, по его данным, достигает $6 млрд, компания имеет лицензию на самостоятельный экспорт оружия и не нуждается в услугах госпосредника «Рособоронэкспорт».
Представлять нового начальника КБП в Тулу приехал руководитель Роспрома Борис Алешин. Рассказывая о деятельности предприятия, которое он возглавлял почти 40 лет, Шипунов заявил, что КБП вышло на рынок с новой продукцией — зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С». КБП уже подписало с зарубежными заказчиками из трех стран контракты на поставку «Панциря» на сумму $2,6 млрд, организует его серийное производство, цитирует Шипунова «Интерфакс». Еще с пятью странами ведутся переговоры о заключении контрактов. Кроме того, для одной из североафриканских стран КБП будет модернизировать ранее поставленную бронетехнику, стоимость этого контракта — $700 млн, сказал Шипунов. КБП предстоит модернизировать алжирские боевые машины пехоты и установить на них новый комплекс вооружений «Бережок», рассказал источник, близкий к «Рособоронэкспорту».
«Панцирь» КБП собирается поставлять Объединенным Арабским Эмиратам (контракт на $730 млн заключен еще в 1999 г., но сроки исполнения его неоднократно переносились). Сирия получит зенитных комплексов от КБП на несколько сотен миллионов долларов, а Алжир подписал контракт на несколько сотен миллионов и протокол о намерениях на подобную сумму (всего — почти $1 млрд), говорит еще один источник в оборонной промышленности. Переговоры о поставках “Панциря” ведутся также с Китаем и Грецией.
«Панцирь» действительно передовая система, но ее разработка сильно затянулась, говорит сотрудник КБП. Рыбасу предстоит столкнуться на предприятии с множеством проблем, продолжает он. Завод по производству «Панцирей» еще не достроен, старое здание КБП рухнуло в 2005 г., и примерно 1200 конструкторов ютятся в других корпусах и спортзале, а новое здание вместит лишь половину конструкторов. Отмена освобождения от службы в армии сделала работу на военных предприятиях непривлекательной для молодежи, говорит он. При этом ряд менеджеров КБП «обросли побочными бизнесами», что создает угрозу вывода активов в пику новому руководителю, предполагает источник в правоохранительных органах Тульской области.
Зато географию поставок КБП диверсифицировало даже лучше, чем «Рособоронэкспорт», отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. А объявленный ее руководством портфель заказов — на $6 млрд — всего в три с половиной раза меньше ($22 млрд), чем у «Рособоронэкспорта». Продукция КБП — противотанковые ракеты и зенитные комплексы — особенно востребована с учетом характера современных войн на Ближнем Востоке. Поэтому если Рыбасу удастся укрепить менеджмент и не допустить растаскивания предприятия, то научно-технического потенциала КБП хватит, чтобы выполнить заключенные контракты и создавать новые системы оружия, говорит Макиенко.
Алексей Никольский