Вчера Владимир Путин принял гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова. Он доложил президенту о достигнутых возглавляемой им компанией рекордных показателях экспорта вооружений – объем ее продаж составил в 2004 году $5,12 млрд. Кроме того, по сведениям Ъ, господин Чемезов предложил господину Путину усовершенствовать существующую систему военно-технического сотрудничества (ВТС).
В сентябре 2004 года на заседании президентской комиссии по вопросам ВТС Владимир Путин потребовал дальнейшего увеличения объемов торговли вооружениями и военной техникой, расширения географии оружейного экспорта и повышения качества выпускаемой продукции. Неделю назад о ходе выполнения поставленных задач перед президентом отчитывались министр обороны Сергей Иванов и руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Последний, в частности, рассказал, что в 2004 году его служба обеспечила поступления валюты за проданные ВВТ на $6 млрд, а портфель заказов достиг $14-15 млрд.
На той же встрече поднимался и вопрос о качестве обслуживания продаваемой техники и продаже запчастей. Помимо «Рособоронэкспорта», главного оружейного экспортера, в России есть еще четыре самостоятельных торговца конечной продукцией (см. справку). Помимо них правом торговли запчастями обладают еще 14 заводов, но у некоторых из них придется отзывать лицензии, так как опыт показал, что самостоятельно работать на внешнем рынке они не могут.
Вчера о своих успехах президенту докладывал уже глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов. Он сообщил, что объем продаж компании достиг в 2004 году $5,12 млрд при расширении географии поставок (с 53 стран в 2003 году до 59 – в 2004-м). При этом господин Путин снова обратил внимание собеседника на обслуживание техники и продажу запчастей. Господин Чемезов заверил, что «Рособоронэкспорт» «может нарастить объем поставок запчастей и значительно улучшить сервис по обслуживанию продаваемой техники», явно намекая на необходимость введения монополии компании в этой сфере. А когда президент завел речь о необходимости вести торговлю вооружением в строгом соответствии с внешнеполитической деятельностью страны, господин Чемезов дал понять, что в полной мере эту задачу может выполнить только «Рособоронэкспорт», у которого имеются почти 40 представительств за рубежом и «ни одни переговоры не начинаются без консультаций с сотрудниками посольств в соответствующих странах».
По сведениям Ъ, все это может означать, что в ближайшее время в России останется лишь один продавец оружия – «Рособоронэкспорт». Тем более что время для введения монополии сейчас наиболее благоприятное: в настоящий момент только «Рособоронэкспорт» юридически обладает правом на продажу оружия. Дело в том, что у КБ приборостроения срок лицензии на право самостоятельного экспорта истек 11 января 2005 года, и она не продлена. У НПО машиностроения право на самостоятельную продажу, действовавшее до 9 августа 2007 года, «пропало» из проекта указа президента при преобразовании предприятия в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в декабре прошлого года. Лицензии КБ машиностроения и РСК МиГ были выданы в августе и декабре 1999 года без указания срока действия, однако, как заявил Ъ источник в администрации президента, к ним применимо специальное разъяснение, выпущенное Главным государственно-правовым управлением президента четыре года тому назад и гласящее, что в подобных случаях срок может составлять не более пяти лет.
Коллеги господина Чемезова по оружейному бизнесу оценивают подобные планы неоднозначно. Так, Михаил Дмитриев считает, что в России на продажу оружия существует монополия государства, а не монополия одной компании. Генконструктор и начальник КБ приборостроения Аркадий Шипунов также заявил Ъ, что «лучше, чем производитель, никто торговать не сможет». А глава РСК МиГ Алексей Федоров свое мнение сформулировал так: «Главное, чтобы рос общий объем продаж авиатехники, чтобы были загружены производственные и конструкторские мощности предприятий. А кому в зачет пойдет очередной контракт – это уже не столь важно».
ИВАН Ъ-САФРОНОВ.
Кто и как торговал оружием в 2004 году .
В прошлом году Москва получила за проданное за рубеж вооружение и военную технику $6 млрд. Самым крупным торговцем оружием стало ФГУП «Рособоронэкспорт» – $5,12 млрд. За ним следуют ГУП «КБ приборостроения» (Тула), заработавшее $242 млн, ФГУП РСК МиГ (Москва) – $170 млн, ФГУП «КБ машиностроения» (Коломна, Московская обл.) – $80 млн – и ОАО «ВПК «НПО машиностроения» (Реутов, Московская обл.) – $32 млн. Еще $366 млн заработали 14 предприятий, имеющих лицензии на продажу запчастей. Причем почти половина этой суммы пришлась на два московских предприятия – ОАО «АХК «Сухой» ($135 млн) и ФНПЦ «ММПП «Салют» ($38 млн).
Источник: http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=545743
Залпы в Абу-Даби. «Тульские известия» № 32 (3858) 10 февраля 2005 года.
В эту субботу начнет работу знаменитая выставка вооружения в Абу-Даби, в которой примут участие тульские оружейники.
В столицу Объединенных Арабских Эмиратов выехали два тульских предприятия — КБП и «Сплав». Именно их продукция — системы залпового огня и высокоточное оружие — является наиболее конкурентоспособной и востребованной на современном рынке вооружения. Выставки, как правило, не то место, где заключаются торговые контракты. Если, конечно, на них не присутствуют первые лица государств и не подписываются протоколы о сотрудничестве. Но даже без президентов, премьеров и шейхов экспозиции, подобные нынешней, имеют огромное значение для предприятий-производителей. Хотя бы для наведения мостов с потенциальными покупателями.
Интерес к тульскому оружию не только не ослабевает, но возрастает из года в год. Это доказывают и цифры. По сравнению с 2003 годом в 2004-м объем поставок оружия за рубеж вырос на 35%. Через «Рособоронэкспорт» Тула продала в прошлом году вооружения на 102 миллиона долларов. Плюс 240 миллионов заработало КБП, имеющее собственную лицензию. В следующем году, по словам представителя «Рособоронэкспорта» в Туле, объем прямых поставок оружия за рубеж составит уже 120 миллионов долларов.
Лиана КУЗНЕЦОВА.