Московские князья в периоды междоусобиц со степняками, защищая себя от врага, засаживали лесопосадками границу с южной стороны. И только «засечники» знали, какими тропами по засеке можно пройти. В Тульской области уже несколько лет существует движение с претенциозным названием «Засечный рубеж», позиционирующее себя как движение православных, неподкупных, честных политиков. Всегда объявляя себя непримиримой оппозицией сегодняшним областным властям, борцами с губернатором Василием Стародубцевым и его правой рукой Анатолием Воропаевым, «засечники» внезапно слились в тесных объятиях с победившей на выборах «Единой Россией» и областной администрацией. Так: от кого обороняются сегодняшние «засечники», кого водят к себе и какими тропами ходят сами?
Едва Владимира Тимакова, главного «засечника», избрали заместителем председателя областной Думы, тут же по думским коридорам понеслось: «Единая Россия» расплатилась с Тимаковым за оказанные услуги».
Как говорит Владимир Тимаков, изначально у «засечников» было желание избежать перетягивания, торгов, перекупки. Они рассчитывали, что договорятся три основные силы: «Единая Россия», пригревшая «засечников» «Родина» и областная администрация. Мол, если бы это случилось, не пришлось бы устраивать торг. Все бы прошло полюбовно. Но поначалу не договорились. Блок «Засечный рубеж — партия Родина» кинулся к другим партиям. Даже с прогубернаторскими пытался договориться о совместном существовании, но никто из них не купился на это предложение. КПРФ, «За Тульский край» отказали «засечникам» во взаимности. С «Гласом народа», вечным оппозиционером губернатора — партией-противником они даже не стали разговаривать. Знали ответ. Так и подружились «засечники» с единственной партией — «Единой Россией». «Засечникам» поставили задачу собрать максимум голосов в поддержку кандидатуры Олега Татаринова на пост спикера. Владимир Тимаков отрабатывал заказ с полной самоотверженностью. Он изгонял из зала прессу и гостей, которых наприглашали сами же депутаты, забыв однако изгнать вместе с ними и беспартийного члена движения «Засечного рубежа» Андрея Самошина, который входит во фракцию «Единой России» в Государственной Думе и старательно отсиживает в областной Думе, являясь, по сути, куратором «Засечного рубежа». Самошин, по словам Тимакова, работал не с «засечниками», а контролировал других депутатов, с которыми были достигнуты договоренности. Пока Самошин гипнотизировал голосовавших, Тимаков, скрещивая руки над головой, указывал им, как именно они должны в конкретном случае голосовать. А Тимакову, соответственно, указывала, что делать, «Единая Россия». Так покупалось место первого заместителя председателя. Впрочем, политический бизнес есть бизнес, у него свои законы и своя мораль. Тимаков честно говорит: «За дружбу мы все уже получили. И получили довольно много: председателей двух комитетов и первого зама, А вот по другим вопросам мы будем каждый раз договариваться заново. Сейчас наши договоренности были равновесными, и за это не надо было доплачивать. А дальше будем смотреть». Так что торг уместен, в перспективе «засечники» рассчитывают превратить Думу в торговое место. Если им, конечно, позволят. Ведь одноразовые вещи используют один раз. Затем их выбрасывают. А торговцев не любит ни одна сторона: ни те, к кому они припадают, ни те, кого они продают. Тимаков уверяет, что у него есть определенное табу: он не станет голосовать за деньги. На этом мораль, похоже, заканчивается. Для достижения цели все в ход идет. И обман, и подмена различных понятий.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ САМОШИН
Андрей Самошин, фактический руководитель блока «засечников» и «Родины», пошел на выборы, уже став депутатом Государственной Думы и будучи куда как более известным политиком, нежели сопартийцы. Не зря же он выдвигался в губернаторы, привез в период выборов в Тулу Аллу Пугачеву, расклеивал море листовок к 9 мая по Туле, на которых красовался с детьми на руках. Туляки никак не могли понять: если герой какой, то отчего его никто не знает? А если не герой, то какого рожна на всех заборах в праздник Победы висит? В любом случае случились выборы, и Самошина выбрали в областную Думу. Он радостно отказался от депутатства, и в Думу прошел следующий по списку представитель блока. Тимаков посмеялся: «Безусловно это подмена. Но нам таким образом удалось консолидировать значительную часть избирателей, и они проголосовали за блок в целом. Считайте, что мы и есть Самошин. Коллективный Самошин. «Засечный рубеж» вкладывал много сил в то, чтобы Самошин стал известной личностью. А теперь он вложил в нас свой авторитет. Впрочем, люди голосуют за идею».
ПРАВОСЛАВНЫЙ КИТАЕЦ – РУССКИЙ
Что касается идеи, то она заставляет глубоко задуматься. Рядясь в одежды православия, на тульской земле всходит партия национал-социалистов. Национал-социалисты объявляли арийскую нацию чистой и великой, Богом избранной, безгрешной. «Засечники» выступают за то, чтобы на Тульской земле не было жителей иных национальностей. Разговор с представителями «Засечного рубежа», как правило, обязательно приходит к заявлениям: «Вот понаехали тут всякие черные, узкоглазые и т.д». Но тут же добавляется, что русский и русскость — понятия не национальные. Впрочем, чего требовать от рядовых засечных движенцев, если их руководитель Владимир Тимаков неубедителен: «Мы продолжаем русскую православную традицию, которую тысячу лет отстаивала Россия. Русскость и православие невозможно разделять. Русский — значит, православный. Если человек не испытывает положительного отношения к православным ценностям, он не может принадлежать к русскому народу, даже если он биологически к нему принадлежит. И наоборот, человек, пришедший из другого народа, но уважающий эти ценности, является русским». При такой мутности понятий и представлений определять, кто русский, где русскость, что такое православие, «засечники» берут на себя. В общем, православный китаец — русский, а поддерживающий «засечников» — православный. Всем остальным — два года расстрела на месте.
СОРАТНИКИ ПОДОЖДУТ, ПОКА БОСС ДОЕДЕТ
Кстати, если вас даже и признают за солидарность русским и обнаружат в вас русскость, не обольщайтесь. Сие подлежит пересмотру в любой момент. После назначения, тьфу, избрания «Единой Россией» в первые заместители председателя Думы Тимакова его соратники обиженно завздыхали: «Попасть к Володе теперь невозможно. Даже не выходит сам. Секретарь говорит: «Работает с документами». Ну что ж, подождем: он всегда приходит, когда ему чего-нибудь самому надо». Тимаков посмеивается: «Я еще не успел поработать с документами. А вообще, к примеру, водитель же троллейбуса не примет своих товарищей, пока не доедет до места». Что это за место — неизвестно, водитель не говорит пассажирам, куда он их везет. А на вопрос о том, станет ли от этого жить людям легче, отвечает: «Это сильно зависит от межбюджетных отношений, от того, кто станет губернатором. А депутаты — фактор номер три в жизни области».
Нелегко жить за таким засечным рубежом. И не пора ли отгородиться от него, засадив засеку с обратной стороны?
Олеся СТЕПАНОВА.