Новомосковский завод органического синтеза когда-то был одним из флагманов отечественной химии, а сегодня являет пример того, как иностранные конкуренты обанкротили крупное российское предприятие. Возродить здесь производство до уровня, требуемого современными стандартами, уже вряд ли получится.
Как все начиналось
В СВОЕ ВРЕМЯ новомосковский завод был первым предприятием тяжелого органического синтеза в Тульской области и одним из первых в нашей стране. Здесь выпускали уникальную продукцию: резорцин, щавелевую кислоту, малеиновый ангидрид и прочие ценные добавки, необходимые в шинной, лакокрасочной и других отраслях промышленности. Таких заводов во всем мире не больше, чем пальцев на одной руке.
В начале 90-х годов, почти сразу после акционирования, контрольный пакет акций «Оргсинтеза» выкупила некая финансовая группа, именовавшая себя «Группа «Максим». Статуса юридического лица она не имела, но зато имела целый ряд аффилированных структур, среди которых ООО «Фирма Оргсинтез», учрежденная американской корпорацией «Верной Файненшел корп.», ООО «Компания Химинвест», учрежденная компанией «Болсэм Эссоушиитс Инк,» (США), ЗАО «Компания Полимер Инвест» и ЗАО «Национальная резервная компания», учрежденные также американскими фирмами. Именно этим «родственным» «Группе «Максим» фирмам и принадлежали до банкротства 52,8 процента акций «Оргсинтеза».
Как прозвучало на одном из заседаний Тульского арбитражного суда, рассматривавшего вопрос о банкротстве новомосковского «Оргсинтеза», сразу же после приобретения акций «Максим» переключил на себя все оборотные средства завода, В результате «деятельности» новых хозяев к моменту введения в 1998 году на предприятии внешнего управления сумма его кредиторской задолженности составила более двухсот миллионов рублей. Уже после банкротства арбитражный управляющий предприятия скажет, что это было сознательное уничтожение производства.
Попытка спасти или спастись?
ВПРОЧЕМ, ВВЕДЕНИЕ в 1998 году на «Оргсинтезе» внешнего наблюдения, а вскоре и внешнего управления, не привели к оздоровлению производства: кредиторская задолженность выросла более чем в полтора раза. Арбитражный суд Тульской области по требованию кредиторов назначил конкурсное производство и принудительную ликвидацию предприятия-должника. Тогда казалось, что это неплохой выход: будет новый собственник, заинтересованный в развитии производства, а не в уничтожении предприятия. Однако, когда возникла реальная перспектива принудительной смены собственника с помощью процедуры банкротства, хозяева попытались вывести основные и наиболее ликвидные активы предприятия подальше от Тульской области. Фактически за две недели до введения арбитражного наблюдения имущество «Оргсинтеза» на сумму 123 миллиона рублей оказалось вкладом в уставный капитал четырех новых юридических лиц, зарегистрированных в «Немецком автономном округе Алтайского края». Так записано в документе, но сколько мы ни старались, отыскать административную единицу с таким названием на территории Алтайского края, сделать этого не удалось. К «алтайским немцам» или еще куда-то пытались отправить новомосковское оборудование, неизвестно, но если бы это случилось, деятельность предприятия была бы полностью парализована. По этому факту Новомосковской городской прокуратурой было возбуждено уголовное дело.
И это была не единственная попытка отобрать имущество новомосковских химиков. Примерно в то же самое время (июль 1998 года), незадолго до возбуждения арбитражных процедур, пятнадцать процентов наиболее ликвидной части оборудования (на 34 миллиона рублей) было передано по договору мены еще одной из коммерческих структур группы «Максим» — ООО «Петрокемикал компани». Удача, что его никуда не успели вывезти. Лишь 18 августа 2001 года решением Московского арбитражного суда спорное имущество было оставлено в Новомосковске,
Имелись и другие нарушения. В ходе одного из многочисленных судебных разбирательств бывшие хозяева были пойманы кредиторами на попытке признания мнимых долгов «Оргсинтеза» фирмам ООО «Шиноторг» и ОАО «Курскхимволокно» (коммерческие структуры все той же группы «Максим»), Тогда возникло дело о десяти простых векселях на 85 миллионов рублей, которые бывший собственник якобы передал в уплату старых долгов, В суде представителям комбината органического синтеза удалось доказать, что эта задолженность была мнимой, т.е. долга как такового не было вовсе. Но в обеспечении этой мнимой задолженности один вид договора, где долги выплачиваются за якобы поставленную продукцию, был заменен другим — по оплате векселей.
Чем дело кончилось …
В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ был организован конкурс по продаже имущества предприятия, В нем приняли участие восемь организаций. Конкурс выиграла столичная компания ОАО «Финансовая группа «Агрос-капитал». Именно на нее делала ставку и Тульская областная администрация. И вновь последовали судебные разбирательства: рассматривалось требование провести переоценку имущества «Оргсинтеза», проданного за… 65 миллионов рублей. На тот момент продажа имевшегося оборудования даже по цене металлолома принесла бы больше, Но основные кредиторы — газовики и энергетики -не без губернаторского давления рассудили иначе. Официально это звучало так; выгоднее сохранить завод, чтобы потом иметь гарантированные текущие платежи и реструктуризацию старого долга, чем продавать его за сумму, которая, хоть и выше, но все равно не перекрывает имевшейся задолженности. Суды различного уровня длились довольного долго, но наконец было признано: имущество «Оргсинтеза» оценено правильно. Таким образом, у завода появилась возможное начать работу «с чистого листа», было создано новое юридическое лицо «Комбинат органического синтеза».
…. и чем сердце успокоилось
МЕЖДУ ТЕМ в настоящее время с новомосковского Комбината органического синтеза поступают сообщения, вызывающие, по меньшей мере, недоумение. Не так давно его руководство уведомило Новомосковский городской Центр занятости о том, что намерено уволить несколько сотен рабочих. А сейчас уже сообщается, что только что отремонтированный цех по производству малеинового ангидрида упраздняется, рабочие, а их более двадцати человек, увольняются по сокращению штатов. Это при том, что так называемая «группа финансового оздоровления» из числа основных держателей акций только в начале лета приняла решение о возрождении названного цеха. Малеиновый ангидрид — продукт, пользующийся неплохим спросом, и для восстановления цеха «оздоровители» даже пригласили специалистов, некогда в нем работавших, переманив их с других предприятий. Вдохновленные работники, сообщает профсоюзный лидер комбината Татьяна Шибанова, отремонтировали цех и ждали начала производственного процесса, а дождались уведомления об увольнении.
В подвешенном состоянии находится и некогда уникальная служба газоспасателей, Ее опытнейшие сотрудники даже не знают, существует ли служба официально. Тем временем, по словам формального начальника службы газоспасателей В. Домова, ситуация с безопасностью производства на предприятии становится неуправляемой. Он приводит такой пример. Сотрудники фирмы «Химспас», с которыми руководство комбината заключило договор, в силу того что плохо разбираются в структуре комбината, прибыли к месту случившейся аварии слишком поздно, и человек, пострадавший в результате несчастного случая, скончался в больнице, не получив вовремя помощи.
Словом, несмотря на то, что американских ставленников из акционеров «Оргсинтеза» «выдавили», все, что требовалось для уничтожения конкурента, они сделать успели. Тем более что отечественные бизнесмены из Москвы в качестве эффективных хозяев себя пока не показали. Так что битва за бывший российский химический флагман если и не проиграна окончательно, то до победы, которая должна выразиться в возрождении производства конкурентоспособной продукции, здесь еще очень далеко.
Елена ШУЛЕПОВА, Андрей ЛИФКЕ.