Войти   Регистрация

Чугунный поток. «Тульские известия» № 183 (3730) 25 августа 2004 года.



Несколько лет назад сотрудники лаборатории аналитического контроля взяли пробу со дна Упы и нашли в иле (причем в огромных количествах) любопытное вещество, которое природой там быть не предусмотрено. Называется оно ванадий, по имени скандинавской богини красоты. Так нарек его шведский химик Берцелиус. Вот только ученый этот обнаружил ванадий в пробирке, а туляки — в родной речке. С чего это вдруг скандинавская богиня решила выпасть в ней в осадок?

В теперь уже далекие советские времена на базе тогдашнего НПО «Тулачермет» видными академиками разрабатывались самые современные технологии металлургического производства — например, непрерывная разливка стали или, скажем, новая технология получения ванадия. При этом предприятие не только разрабатывало ноу-хау, но и выпускало различную металлургическую продукцию. По производству ванадия туляки лидировали в Союзе. Весь ванадий потреблялся внутри страны, считался стратегическим материалом, и за распределение его фондов шла нешуточная борьба в Госплане. Тульское ванадиевое производство и теперь остается самым крупным в стране и одним из крупнейших в мире. Но сейчас предприятие в основном работает на экспорт.

Все уважающие себя страны давно отказались от грязных производств. Зачем оно, если в стране третьего мира можно задешево купить промежуточный продукт отличного качества? Пока тульские металлурги за 300 долларов в месяц поджариваются около домен, их западные коллеги в белых халатах обслуживают за 5 тысяч баксов кислородный конвертер, где русский чугун превращается в сталь. Туляк разгружает нижнетагильский шлак и вываривает в огнедышащих печах пентоксид ванадия, а бельгийцы (англичане, чехи, австрийцы) не мудрствуя лукаво приобретают у него готовый продукт…

Крупный российский бизнес кривит душой, когда говорит, что ему пришлось буквально втискиваться во внешний рынок, давно уже сложившийся, сбалансированный, не терпящий новых конкурентов, тем более новоявленных промышленников из России. И что, мол, неимоверных усилий стоило доказать, что наша продукция и технология ничуть не хуже западной. Русский бизнес не втиснулся в мировой рынок, а всем кагалом влетел на тройке с бубенцами. Потому что себестоимость нашей продукции низкая.

Российский бизнес получил мировое признание не по причине каких-то суперменеджерских способностей, а токмо и всецело благодаря дармовым рабочим рукам и изнасилованной в доску природе. Да, экологию у нас не баловали и в советские времена. Но тогда сэкономленные на здоровье нации деньги шли в государственный карман. И тот же работяга мог поправить его в бесплатном санатории. А сегодня ему только остается посыпать голову пеплом. Точнее — пылью. Ежегодно трубы «Тулачермета» вываливают на головы туляков около 80 тысяч тонн разных летучих отходов, в том числе Калашниковой аглодоменной пыли. В наши легкие залетают технический углерод, металлы, угарный газ и прочая, прочая… Только отходов ванадиевого производства — 44 наименования. Среди них ванадий, серная кислота, свинец, ацетон, кремниевая пыль, даже этиловый спирт. Это 80 процентов от всего объема атмосферной заразы, витающей над областным центром.

Вообще-то пыль из труб должны улавливать не наши легкие, а пылегазоочистные установки на трубах. Таковые на предприятии имеются, причем новые. Но вымученную улыбку вызвало у осведомленных людей заявление приехавшего в конце июня в Тулу депутата Госдумы В. А. Грачева, охарактеризовавшего новую электро-пылегазоочистительную установку как образцовую. Это вроде похвалы новой заплатке на старом задрипанном кафтане. Дело в том, что в цивилизованной Европе чугун уже давно производят бездоменным методом (на агломерационных решетках).

А мы все никак не снимем заношенный тришкин кафтан. Да и зачем странам третьего мира новые технологии! На планете должны оставаться территории, где высокоразвитые государства будут размещать грязные производства и складировать смертоносные отходы.

…Улавливаемая калашниковая пыль разжижается водой и отправляется на берега Упы и Сежи в шламонакопители — огромные земляные ямы, стены и дно которых теоретически должны быть проложены специальной пленкой. Комиссия из столичных экологов, проверявшая весной «Тулачермет», отметила важный момент: «Не проведено рекомендованное… в 2002 году обследование дамб шламонакопителей с привлечением специализированной организации…» Поэтому никто не может утверждать с достоверностью, что отходы не просачиваются через дамбу в реку. Искусственные ямы заполнены почти под завязку. При максимальной загрузке 1 млн. кубометров в них — почти 800 тысяч тонн. Проникновение отходов в землю и реки, естественно, не прибавит здоровья тулякам.

А вот данные лабораторных наблюдений природоохранной службы «Тулагеомониторинг». На водосборной площади, располагающейся в непосредственной близости к предприятию, обнаружена вся таблица Менделеева. В речке Бежке найдены медь, никель, марганец. А больше всего — цинка: концентрация в 25 раз превышала допустимый порог. Наличие цинка подсказывает сведущему, что неподалеку стоки гальванического производства. Вы не знаете, кто спрятал в кустах ванны для оцинковки металла? Вот и мы не знаем…

Несколько лет назад в Туле проходила конференция с участием специалистов из Всероссийского института профпатологии им. Эрисмана. Обсуждали, в частности, что пневмонии у тульских больных часто заканчиваются нагноениями, отторжением, или некрозом, ткани. А лечить больных в районах, где грязный воздух, намного сложнее: пониженный иммунитет снижает сопротивляемость. По данным медицинской статистики, в Туле очень высокая смертность среди больных острыми пневмониями: в полтора раза выше среднероссийского показателя. Врачи объясняют такой разрыв только неблагоприятными экологическими факторами.

Силикоз, туберкулез, рак легких — неполный перечень болезней жителей чугунного города. Хвори туляков можно было бы с оговоркой компенсировать соответствующими финансовыми вливаниями в областную казну, что позволило бы поднять уровень жизни в регионе. Но… увы. Хотя в общем объеме производства области доля химии и металлургии 40 процентов, в бюджет они дают только 20 процентов налоговых платежей. Хотя уже три года назад «Ванадий», например, мог похвастать тем, что работает лучше, чем во времена плановой экономики. Продукции на нем выпускалось на 70 процентов больше проектной мощности. Три года назад только на «Ванадии» товарная продукция потянула на 1 миллиард 300 миллионов рублей.

Экономически развитые страны очень нуждаются в чугуне и «витамине» для стали — так в металлургии называют ванадий: сотые доли его делают сталь необычайно морозоустойчивой и гибкой. Пушечные стволы и комплектующие современных самолетов, железные рельсы и мосты — неполный перечень «творений» легированных сталей, которые не боятся суровых зим и землетрясений. Россия в отличие от Запада и Америки в стали и «витамине» особо не нуждается. У нас этих бесплатных «витаминных» добавок — как грязи…

Андрей КАРАКОЗОВ.

14070cookie-checkЧугунный поток. «Тульские известия» № 183 (3730) 25 августа 2004 года.
 

Добавить комментарий