Не успели облететь со стен плакаты и листовки прошлых лет, как появилась новая, причем свежая «наскальная роспись». Верная народная примета: скоро будем выбирать депутатов областной Думы. Выбирать поименно и по партийным спискам. Об особенностях предстоящей избирательной кампании — наш разговор с заместителем председателя областной избирательной комиссии Александром МАШКОВЫМ.
— Можете ли вы сегодня обрисовать участников избирательного процесса?
— Могу, но стоит ли? Партиям и самостоятельным кандидатам предстоит с 23 июля по 21 августа готовить и принимать выборные документы, с тем, чтобы передавать их в избирком. С момента подачи документов в комиссию кандидат или партия вправе открывать счета, собирать подписи. 21 августа процесс приема документов завершается. По опыту знаю, что есть у нас орлы, которые принесут весь пакет в последний день, час, минуту. Поэтому на проверку документов законом отведено 10 дней. Так что к первому сентября участники избирательного процесса должны быть известны поименно.
— А когда начнется агитация?
— С 23 июля кандидаты и партии в случае подачи соответствующего заявления в избирком имеют право вести агитацию с помощью подручных средств: печатать листовки, буклеты, календари. Могут изготавливать многостраничные листовки, которые тем не менее не должны содержать газетной атрибутики. В средствах массовой информации агитация начинается со второго сентября и продолжается до первого октября включительно.
— А если реклама в СМИ тем не менее будет появляться до выдвижения партии на выборы, но назовут ее скажем, политической агитацией?
— У партий не так уж много возможностей для лукавства: борьба за власть путем участия в выборах отражена во всех уставах. А за нарушение собственных уставов партию могут и наказать по закону. Делать вид, что выборы их не касаются, партии, конечно, могут, но кто им поверит?
Кроме того, как бы ни хитрили руководители партии, с комиссией им встречаться придется: именно облизбирком принимает решение о регистрации той или иной партии в предвыборном списке. И если партия сильно проштрафилась с наглядной агитацией, то решение о регистрации может быть не принято.
— Что значит «проштрафилась»?
— К примеру, у нас региональное отделение одной партии украсило всю область билбордами с девочкой и ромашками с пожеланием достойной жизни каждой семье. Если эти билборды до выдвижения партии не будут сняты, то комиссия вправе посчитать их, умножить полученный результат на количество дней демонстрации этого, извините, шедевра и на действующие расценки того или иного агентства, сдающего в аренду рекламные площади.
Если полученный результат превысит пять процентов от общего обьема избирательного фонда партии (25 000 000 рублей), то у нас есть все основания отказать партии в регистрации. Но партийные лидеры могут заняться подсчетами сами и, чтобы не выходить за грань фола, часть рекламных щитов снять — чтобы было не больше пяти процентов от суммы фонда.
То же самое касается телевизионной рекламы. Рекламируете по телевидению газету — уберите с нее партийную символику. А то и здесь все посчитаем.
— С прошедших в конце прошлого года выборов в Госдуму у нас в стране стало модным создавать блоки. Вот партии блок, назовут его именем какого-нибудь раскрученного движения?
— Блокироваться могут только партии. Заимствование точных названий общественно-политических движений невозможно, но совпадение двух-трех-четырех слов из длинного названия заимствованием не назовешь.
— А можно назвать блок, допустим, по имени газеты?
— Можно, если учредители газеты не возражают. А почему, собственно говоря, только о газетах речь? Можно хоть «Порошок «Тайд», хоть «Пиво «Клинское» свой блок назвать, лишь бы владельцы товарного знака протестов не заявляли.
— Что бы перед началом избирательной кампании вы хотели сказать избирателям?
— Избиратели, в отличие от кандидатов, в наших советах не так уж и нуждаются. Но тем не менее и им надо знать, что со сборщиками подписей следует вести себя с разумной осторожностью, то есть не надо стесняться попросить у них паспорт, другой документ, удостоверяющий личность. Прошу обратить внимание: если сборщик подписей пришел к вам с заполненным листом, где заранее были проставлены ваши фамилия-имя-отчество, дата рождения, адрес и паспортные данные, то он нарушает закон. Все эти данные можете о себе сообщать только вы сами, причем строго добровольно. Ловить, конечно, никого не нужно, а вот сообщить в облизбирком по телефонам 36-97-55 или 27-72-47, а также в милицию по месту жительства об этом факте нужно сразу же, пока сборщик еще не покинул ваш дом, вашу улицу.
— Но это как бы «детское» нарушение по сравнению с подкупом избирателей.
— Что касается подкупа избирателей, то тут не так все и просто. Это, конечно, незаконно, а значит, одобрять такие факты я не могу. Но в то же время, все члены избиркома живут на земле, видят, что людям порой непросто отказаться от дармовых подношений, тем более что богатые бедных у нас, кажется, только перед выборами и балуют. Я не осуждаю таких людей, не осуждает их и закон, они ничего предосудительного не совершают, только задешево продают свой голос. Зато мне бывает приятно, когда кто-то позвонит, расскажет, кто и с какими подношениями приходил, а потом добавит: «Но голосовать я все равно буду по-своему!» И это правильно. Люди, которые считают всех продажными, причем задешево, должны поплатиться за свою позицию.
Совсем другое дело — это голосование с помощью переходных бюллетеней, когда у людей за бутылку водки или за денежку покупают чистый бюллетень, вынесенный с избирательного участка. А в урну такие бедолаги, превращенные в контейнер для переноски бюллетеней, опускают бюллетень с отметкой против нужной строчки, выданный «благодетелями». Это в отличие от разноски продуктовых наборов по квартирам действительно «черная» технология. Но бороться с таким голосованием можно, его организаторы элементарно ловятся. И грозит им, между прочим, самая настоящая уголовная ответственность — за воспрепятствование избирателям в осуществлении их законных прав. Кстати, у нас в области таких случаев не фиксировали.
— Александр Николаевич, как вы ожидаете: какими будут выборы?
— Выборы будут жесткими, а это не исключает некоторых элементов грязи, хотя хочется, конечно, надеяться на лучшее. Проще ситуация, думаю, будет складываться в сельских районах, там выборы больше похожи на выборы, а не на политическое шоу, как в крупных городах.