Не нам решать, уместны ли исторические параллели в жизнеописании правящих партий, но удержаться от искушения трудно. В свое время XVII съезд ВКП(б) вошел в историю под громким именем <съезда победителей>. То, что чуть не все делегаты этого съезда были впоследствии — еще до следующего съезда — репрессированы — факт, широко известный только в узких кругах историков.
После триумфальной победы <Единой России> на парламентских выборах и чуть ли не единогласном голосовании за действующего Президента России в партии власти пошли перемены. До расстрелов, слава Богу, не дошло. Однако чистки, как может показаться, случаются и сейчас.
Тульская отчетно-выборная партконференция прошла на территории режимного предприятия — ОАО <Тулачермет>. Надо ли говорить, что само это сделало вход для всех, кроме делегатов и почетных гостей, строго воспрещенным. Посторонними себя почувствовали журналисты, которых позвать не сочли нужным (две телекомпании, одна из которых изначально лояльна к партии, вторая — будущему на тот момент руководителю политсовета — не в счет). Губернская власть, проявляющая вялый интерес ко всем общественным силам, которые не КПРФ, тоже обтекла: соглядатаи из управления по борьбе с территориями тоже не были ни званы, ни допущены. Но это так, семечки.
Хотя скрывать организаторам конференции, по правде говоря, было нечего. Многолетний губернский лидер единороссов, депутат предыдущего созыва Госдумы Александр Яшин, выглядел потускневшим, утратившим кураж и вполне собравшимся с вещами на выход. Отчет многие делегаты восприняли в качестве не слишком затянувшегося повествования о том, как региональная парторганизация проводила конкурсы детского рисунка и <Лыжню Веденина> (надо сказать, что названные соревнования проходили в области и до возникновения партии, да и конкурсы рисунков, думать надо, время от времени случались прежде). Именно благодаря этим оригинальным мероприятиям, как получалось, и удалось выиграть двое выборов (интересно, знает ли глава государства, чем он обязан тульским единороссам?). К цифре в 233 тысячи обращений, якобы рассмотренных и чуть ли не удовлетворенных губернскими партийцами за год, следует отнестись осторожно: она вполне может быть оговорочкой товарища Яшина, ибо письменных свидетельств о титанической работе делегатам не оставили. А если 233 тысячи обращений — не оговорочка, то есть неслабые основания предположить, что это отголоски какого-то давнего мифа (что-то вроде единорога и девственницы). Основания эти дал единственный (!!!) выступивший на конференции в прениях председатель Тульского отделения Федерации независимых профсоюзов России Игорь Каенков. Он, надо сказать, изумился цифре, заявив, что губернские профсоюзы, исторически работающие с письмами трудящихся, могут в год рассмотреть по всем правилам искусства реагажа три, ну четыре тысячи этих самых писем. Если их, конечно, действительно рассматривать, а не складировать в ящичке партийного письменного стола.
Далее Игорь Александрович предпринял попытку анализа многотрудной партийной деятельности, как бы взялся за то, с чем не совладали докладчики. Но товарищи по партии немедля напомнили ему про регламент. А затем и вовсе подвели черту под прениями в целом. Какой тут к лешему, анализ — пора было голосовать.
С демократическим волеизъявлением случился определенный конфуз: в списке претендентов на лидерство в региональной <Единой России> значился распроединственный кандидат — генеральный директор ОАО <Центргаз> депутат облдумы и лидер фракции <Единая Россия> Виктор Соколовский. Достоинства кандидатуры сомнения не вызывали настолько, что выбор был как бы без выбора. Впрочем, неодобряющие могли бы и не голосовать. Или голосовать против.
Судя по результатам работы счетной комиссии, нежелающих была самая малость. 85 делегатов из 92 предложенную старшими по званию кандидатуру приняли всей душою. Быть может, их порыв простимулировал товарищ из столицы, растолковавший перед голосованием, что в ряде регионов (например, в Самаре и Иванове) к предложению Генерального совета партии отнеслись скептически, а потому голосовали до тех пор, покуда не пересмотрели свое странное отношение и не прислушались к руководству. Так что нельзя исключать, что наши единороссы предпочли не корявиться, чтобы не затягивать удовольствие.
Политсовет регионального отделения <Единой России>, таким образом, безусловно легитимно возглавил Виктор Соколовский. Его заместителями стали Борис Шишикин, замещающий шефа также в <Центргазе>, и Сергей Кондратенко, возглавлявший до этого исполком регионального отделения партии и обычно тенью следовавший за Яшиным. Теперь он, надо думать, тоже тенью переместился к Соколовскому. Но метания не шибко помогли — предисполкомовского портфеля Кондратенко не удостоился и передал его Шишикину. Дни его в политсовете тоже, пожалуй, можно считать по пальцам… Не то чтобы были какие-то серьезные основания так полагать, но из общего ряда политсоветовцев (или политсоветников?) Сергей Иванович выбивается своей экономической малозначимостью и статусной беспородностью. Судите сами: в руководящий орган вошли либо первые, либо вторые, либо вовсе не последние лица <Центргаза> и <Туларегионгаза>, за которыми, как ни крути, стоит могущественный <Газпром>, а также — <Тулачермета>, который, может, и уступит какому-нибудь Новолипецкому металлургическому или Магнитке, но в экономике губернии значит очень и очень многое. То есть получился не политсовет, а VIP-ложа стадиона <Арсенал> на приличном и интересном футболе. И куда тут Сергею Ивановичу, который в свое время в артухе то ли стал старшим преподавателем, то ли нет. Несолидно.
Надо полагать, что борьбу с коррупцией в политсовете олицетворяет депутат облдумы и владелец торгового дома своего имени Сергей Фролов, поспешивший отчитаться, как за личное достижение, за очередную <посадку> высокопоставленного чиновника, осуществленную вообще-то силами сотрудников ФСБ. Главное, с чем сейчас борется Фролов — это выставление на продажу пока еще арендуемого им здания другого торгового дома — <Тройка-Посад>. Торги — это действительно возмутительно. Вот продали бы по-тихому депутату-политсоветчику — было бы правильно, хотя и с законной точки зрения странновато. Но когда борьба с коррупцией в своих руках, то ничего — можно бы.
Удивительно, но Игорю Каенкову места в политсовете не нашлось. Выборы не скоро — профсоюзы не требуются? Не понадобился партии и руководитель предвыборного штаба кандидата в президенты В.В. Путина Александр Федотов. Чтобы не мешал отчитываться за путинскую победу? Похоже, что невостребованными оказались руководители ряда общественных организаций, с которыми региональное отделение <Единой России> подписало договор и которые в незначительном количестве были все же приглашены на конференцию — поудивляться, наверное.
Что теперь будет? А ничего. Виктор Соколовский, будучи серьезным депутатом, имеет неплохие шансы пройти в облдуму по одномандатному округу. Кто станет украшением регионального партийного списка, по-прежнему неясно. Ясно, что на эту должность нужны люди яркие — хоть герои, хоть злодеи. Ни тех, ни других в политсовете замечено не было. А простой заслуженности единороссам протестного региона может и не хватить.