А принципы остались
Российские вузы со следующего года переходят на новую систему образования взамен Болонской. Теперь основными составляющими будут не бакалавриат и магистратура, а один образовательный цикл, но с тремя уровнями: базовый — от 4 до 6 лет, специально высшее образование — некогда «магистратура», — до 3 лет, которое бесплатно можно получить сразу после «базового», и третий уровень — аспирантура, для тех, кто избрал путь науки и преподавательскую деятельность.
Те же, кто учится уже по действующим программам, завершат их в соответствии с первоначальным планом. Выданные ранее дипломы бакалавров, магистров и специалистов сохранят свою законную силу как в России, так и за рубежом.
Еще в 2022 году министр высшего образования Валерий Фальков объявил, что Россия уходит от Болонского процесса, который внезапно, на 19 году существования, себя не оправдал.
Спорить не будем. Деградация уровня знаний выпускников и образования в целом — общее место, на котором за последние лет десять не потоптался разве что ленивый. Переход на Болонскую систему в 2003 году был встречен настороженно профессиональным сообществом, а реформы оценивались негативно. Некоторое воодушевление после объявления о выходе страны из Болонского процесса было оправдано надеждами, что мы вернемся к прежнему советскому образованию, правда, высказывались опасения, что одно высшее образование без всей системы подготовки — от школьных парт до научных институтов — вернуть в состояние доперестроечного периода вряд ли получится. Позже выяснилось, что и высшее образование вернуть к стандартам и образцам лучшего в мире советского качества тоже не получится.
Но что же теперь изменится? С 1 сентября 2026 года останется двухуровневая система: базовый уровень и специализированный уровень. Володарский [Амет, омбудсмен в сфере образования] выступает за то, чтобы всем университетам дали больше свободы в формировании программ, у каждого вуза должны быть свои собственные стандарты. То есть мы от единого образования уходим все дальше?
Получается, что уход от «европейского образования» во многом декларативный, перемена названий не скажется на сути. Времена изменились и останется не только мобильность, но и принцип — персональная траектория для всех?
Полная версия: Елена Рычкова, «Накануне»
Главное: был бы толк от этого.
ИМХО название системы никак не влияет на качество образования. Кто то грызет гранит науки и получает реальные знания, кто то просто отбывает жопочасы