По энергетике мог бы посоперничать с «Юноной и Авось»
См. также: Премьера спектакля «Смерти нет» состоится в Туле
Точка отсчёта
Съездили в Тулу. Специально, чтобы посмотреть премьерный спектакль «Смерти нет».
Наверное, мало кто в курсе, что это за постановка. Сейчас в двух словах постараюсь рассказать. Хотя краткость – мне не сестра.
Её называют первой театральной постановкой о спецоперации. На самом деле, она не совсем о спецоперации. Она о преемственности отношения к фашистам, бандеровцам и прочим нацистам, начиная с Великой Отечественной и продолжая войной на Донбассе с 2014 года.
Анонс Тульского ТЮЗа: «Спектакль основан на очерках писателя и военкора Дмитрия Стешина, а также на прозе «Все, что должно разрешиться. Хроника почти бесконечной войны. 2013-2021» авторства известного писателя Захара Прилепина».
Имена говорят сами за себя, да?!
А история постановки такая. Сначала её режиссер Александр Борисов ставил этот спектакль в театре драмы и комедии в городе Чайковском в Пермском крае. Борисов также являлся худруком этого театра. Премьера была приурочена ко дню Победы и должна была состояться 6-7 мая 2022 года. Но буквально за две недели до премьеры Александр Борисов был уволен из театра по 278-й статье — без объяснения причин. Якобы за то, что пятеро актеров театра уволились: то ли не сошлись характерами с худруком, то ли не приняли его идеологию и взгляды, так сказать. Версии сторон разнятся. Но в итоге премьера абсолютно готового к показу спектакля не состоялась.
Борисов решил, что он проиграл в этой борьбе. Но тут случилось чудо. Директор тульского ТЮЗа Олег Михайлов пригласил Борисова с этой постановкой к себе!
В июле 2023 состоялась премьера. А осенью, в начале театрального сезона, спектакль был включен в репертуар театра.
Поскольку я отслеживала эту тему, то купила билеты онлайн на второй премьерный показ спектакля в сентябре. И мы поехали в Тулу.
Я вообще люблю театр с детства, но в последние «надцать» лет очень осторожно выбирала спектакли и театры, боясь напороться на пошлость. В данном случае я понимала, что постановка может быть удачной или не совсем удачной, но в ней точно не будет моментов, за которые краснеешь и хочешь скорее покинуть зал, чтобы больше никогда…
Спектакль недлинный. Идет полтора часа без антракта. В хорошем ритме. Жесткий. Даже слишком (сначала возрастной ценз был 12+, позже поменяли на 16+). Очень эмоциональный. Очень! Без слез не обойдется. Сопровождается сильными стихами молодых поэтов – наших современников, а также песнями из репертуара Джанго и рэпера Рича – всеми теми, кто про Донбасс, про АТО и про всё, что там происходило и происходит, знают не понаслышке.
Декорации скромные, но это действию не мешает. Вокал живой. Тоже очень сильный. К самой постановке вопросы есть – не хватает какой-то цельности что ли. Какого-то более крепкого связующего звена. Оно есть, но мне бы хотелось, чтобы оно работало четче. Возможно, этого можно было бы добиться более выстроенным текстом от автора на фоне дополнительных/вспомогательных визуальных эффектов. К самому тексту тоже есть вопросы. Почему именно эти слова, эти мысли звучат? Скорее так: почему мысли выражены именно этими словами? Их сложно воспринимать на слух. Они требуют большего времени на осмысление. Их бы нужно запомнить, чтобы осмыслить. Но ведь всё не запомнишь. Когда они в тексте на бумаге — есть возможность перечитать, чтобы подумать, чтобы понять. А в короткой постановке всё должно быть ясней.
Пока смотрела, думала, что из этого материала (если бы позволили финансы — понимаю, что у провинциального театра денег мало. нужен спонсор), – со стихами, музыкой, песнями, драмой – можно было бы создать спектакль, который по энергетике соперничал бы с «Юноной и Авось», а по степени трагизма и эмоциям превосходил бы его.
Актерам браво! Минут пять в начале ушло на раскачку. А потом всё смотрелось и слушалось на одном дыхании. И молодые, и возрастные играли здорово… Не играли, а проживали. Да там всего-то шесть актеров занято. Плюс музыкант-вокалист. И все большие молодцы.
Их со сцены долго потом не отпускали. Понятно, что публика собралась неслучайная. Неравнодушная. Сильно сопереживающая.
А на поклоне один из актеров сообщил зрителям, что здесь на сцене должен был сегодня стоять режиссер Александр Борисов, но буквально на днях он отправился в зону СВО.