День, который делает нас народом
Спустя 10 лет после публикации этот текст нисколько не потерял своей актуальности
Мавзолей здорового человека по случаю празднования Великой Победы. Мавзолей курильщика вам покажут по телевизору…
…В 1995-м. ситуация в стране была непростая: с одной стороны, требовалось праздновать 50-летие Победы, а с другой – в отличие от нынешней безыдейности, у России на тот момент была чёткая государственная идеология: она состояла в том, что была антигосударственной. То есть России как нации полагалось всячески отрицать себя.
Тогда политтехнологическая обслуга власти вывернулась, сделав двойное сальто. С одной стороны – праздник провела. С другой – обезвредила его как могла, выбив Дню Победы зубы и закатав в гипс конечности.
То есть отменённый в 1991-м парад вернули – но без военной техники. А поскольку просто вооружённые русские – это тоже агрессивно, то над Красной площадью повесили гигантский плакат, на котором советский солдат- победитель льнёт к американскому союзнику.
И главное – именно тогда День Победы приобрёл на официальном уровне форсированный сентиментально-прощальный оттенок. Что выразилось в плакатах, растяжках и телевставках с текстом «С праздником, дорогие ветераны!» и в гипертрофированном Лещенко из каждого утюга, напоминавшем, что праздник – «с сединою на висках».
Всё это, видимо, должно было сигнализировать некоей надзирающей инстанции, что День Победы – это временно, и осталось ему недолго. Вот умрёт последний ветеран – и всё утихнет.
И вот такие тихие гробы-ловушки, в которые пытаются заколотить наше восприятие 9 Мая сознательные враги нашей страны и несознательные дураки с вражеской подачи, – гораздо более неприемлемы для нас, чем привычная волынка уродцев-неудачников про «трупами забросали», про «заградотряды», про «Сталин создал Гитлера».
Один из таких гробов-ловушек, унаследованных от 90-х – это высказываемое сердобольным тоном «поймите, это всё-таки праздник ветеранов».
Мантру эту воспроизводят в самых разных формах. Например, гневной: «Хватит нам цемент с солью на головы сыпать! Купите ветеранам жильё!». Или так: «Ну, это прекрасный повод попилить бюджетные деньги. Акции с раздачей ленточек, украшательства к празднику, всякие нашистские поползновения как-то кого-то с чем-то поздравить и замусорить полгорода… Я всегда говорю: лучше отдайте эти средства ветеранам, это их праздник. Их живых осталось совсем мало». Или якобы почтительно: «Тебе жалко денег на праздник для ветеранов, или тупо не понимаешь, что для них – это очень важно?»
…Однако в реальности всё вышло по-другому. Сейчас, спустя почти двадцать лет, можно с уверенностью констатировать: похоронить 9 Мая в прошлом не получилось. Получилось совсем наоборот.
Речь не только о парадах, вернувшихся в нулевых (хотя, когда по Красной площади проезжают «Тополя-М», как-то трудно трактовать происходящее в русле сентиментальных воспоминаний о былой силе). В то же время в 1945-м ИС-2 , не говоря про ИС-3,был для потерпевших такой же умом не растяжимой инопланетной летающей тарелкой. Это ж для нас - штатный и тяжёлый танк, а по некоторым эти 46 тонн стального веса ездили.
Речь – о людях. Никто их сознание специально не обрабатывал – скорее напротив. Но сейчас у граждан нашей Родины насчёт 9 Мая следующее мнение: 90% считают, что праздник «День Победы» принадлежит им. В том числе в этом уверены 85% молодёжи. Обратного мнения («это праздник ветеранов») придерживаются в основном жители мегаполисов без образования – но и среди социальных маргиналов таких идиотов незначительное меньшинство.
Как-то так. Вероятно, благодарить нужно именно безыдейные путинские годы, когда государство отказалось от идеологии (антигосударственной, напомню) и дало народу возможность повыбирать себе историческое самосознание интуитивно и самостоятельно.
Народ – выбрал. Сомнений в том, что главным и единственным национальным праздником страны стало именно 9 Мая, быть не может никаких – желающие могут сравнить, например, его и 12 июня (который, напомним, День независимости России). Или его и 4 ноября. Или просто посмотрев на буйство георгиевских ленточек, которыми страна сама, без «целевого финансирования», украшает себя в начале мая.
Почему именно День Победы? Потому что каждый значительный народ празднует свой исторический подвиг – лучше всего выражающий его суть. Американский народ, покуда жив, будет праздновать подвиг, в результате которого он перестал платить налоги в метрополию. Французский – подвиг, в результате которого он впервые уничтожил собственную сословную систему. А русский (он же – украинский, белорусский, казахский, грузинский армянский и пр. советский) народ празднует подвиг, в ходе которого он своею мощью спас от гибели и рабства себя и ещё кучу народов в придачу. И мы празднуем собственную мощь. И будем её праздновать, пока будем собой.
И поэтому все прочие праздники русских побед – как бы втягиваются в День Победы. Как каждое воскресенье – малая Пасха, так каждая годовщина изгнания поляков или французов – малые 9 Мая. При этом – только оттеняющие большое.
Потому что 9 Мая – это день исторического свершения, который делает нас народом.
…Сегодня у Дня Победы всё меньше седины на висках. Мы можем уверенно констатировать: он победил смерть и благополучно перешёл в ранг вечных. С чем мы нас, в числе прочего, и поздравляем.
Виктор Мараховский, «Однако»