Качество русского оружия Пётр I выковал «кнутьями по оголённым местам»
300 лет назад, 22 января 1723 года, вышел императорский указ о борьбе с некондиционной военной продукцией
«Денно и нощно блюсти исправность ружей»
Суров, но справедлив был Пётр Великий. Российская империя, год за годом расширяясь, постоянно вела войны, потому оружия требовалось много. В 1712 году по велению императора началось строительство Тульского оружейного завода, и уже в 1720-м для вооружения русской армии здесь было выпущено 22 000 лёгких пехотных и драгунских ружей, мушкетонов и пистолетов с кремневым замком.
Всё бы ничего, да в погоне за количеством (а, значит, и прибытком из казны в собственную мошну) оружейники стали забывать о качестве. По сему прискорбному делу генваря 11 дня 1723 года (по ст. стилю. — ЕЗ) Пётр I издал специальный указ. В нём говорилось:
«Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государства продавать негодные пищали и фузеи. Старшину альдерманов (цеховых мастеров. — ЕЗ) Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья. Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей…Пусть дьяки и подьячий смотрят, как альдерманы клейма ставят. Буде сомнение возьмёт, самим проверить осмотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся. Буде заминка в войске приключаться при сражении, по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями по оголённому месту…»
Вот такой официальный документ засвидетельствовал начало первого в истории России военного представительства, совмещённого со строгой внутренней техприёмкой производителя. Три столетия прошло, стала высокотехнологичной военная техника, но неизменными остались задачи, стоящие перед оборонщиками и принимающими у них продукцию военпредами: «и денно и нощно блюсти исправность ружей».
Полная версия: Александр Григорьев, еженедельник «Звезда»