Зимой топили снег, сейчас собирают с крыш дождевую воду
Это не история о выживании в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны. Это реалии, в которых уже полгода живет деревня Старая Гать Кимовского района.
85-летняя баба Валя на грани отчаяния. Рассказывая о том, в каких условиях оказалась, она плачет. Фото: Дмитрий Дзюбин
Централизованный водопровод в Старой Гати — единственный нормальный источник воды. Старый колодец наполовину разрушен, вода в нем сомнительного качества, да и расположен он в овраге. Добираться до него престарелым жителям деревни, а таких достаточно много, совершенно невозможно.
Колодец расположен в овраге в посадке рядом с деревней.
Но спуститься к нему может далеко не каждый местный житель.
85-летняя баба Валя ходит с трудом: в одной руке у нее костыль, в другой — небольшой складной стульчик, чтобы можно было отдохнуть по пути. Воду из колодца она просто физически не донесет. Во дворе под краном стоит ведро, которое по капле наполняется сутки. Этого хватит, чтобы помыть посуду.
— Мне дети в январе привезли стиральную машинку. Но я так и не успела ею воспользоваться: воду отключили. Мне столько лет, а я должна греть воду и мыться в тазике. Это унижение просто. Администрация издевается над стариками! Нас подвели к смертельной черте!
Вот так по капле баба Валя собирает воду, чтобы помыть посуду.
83-летняя Александра Зиновьева добавляет:
— Чиновники эти даже ни разу не приехали к нам, сколько мы ни обращались. Сплошное равнодушие! Мыться, стирать все в тазиках — мы не думали, что такой будет наша старость. О том, чтобы полить огород, вообще речи нет: вот как закончились ливни, так пару раз полили, пока в бочках не кончилась дождевая вода, а дальше — нечем. Рядом река Дон, но разве наносишься с нее воды? Тогда просто под бугром все мы, старики, и поляжем. Мне 83 года, я всю жизнь отработала тут в колхозе. И меня оставили без воды. Помогите нам, а то так и не доживу до того, как вода вернется. А хочется искупаться по-человечески.
Жители говорят, что неоднократно обращались в администрацию Епифани и района с просьбой восстановить водоснабжение. Результатом этого стала замена только 200 метров трубы. Но в глобальном смысле это проблему не решило.
— Местные жители не помнят, когда прокладывался водопровод. Уж точно больше 50 лет назад, — рассказывает Сергей Моргунов. — Когда 20 января вода кончилась, сначала думали, что замерзла в трубах. Но потом оказалось, что трубы засорились, — вода известковая. То, что они заменили, позволило воду вернуть в три дома только. И то там дачники, которые не живут постоянно тут. А до остальных так и не дошла вода. Администрация говорит, что денег менять остальные трубы нет. На это нужно 800 тыс. рублей. Я был у главы Епифани, он говорит: «А что вы предлагаете?» А почему я что-то должен предложить? Я всю жизнь проработал в промышленности и в оборонке, у своих подчиненных я не спрашивал, что они предлагают, — я решал вопросы. Что, у наших бабушек есть такие деньги?
Бурение артезианских скважин, говорит Сергей, тоже не вариант. Даже если делать одну на несколько домов. Удовольствие это удобное, но недешевое. Старушки местные просто не потянут такое финансовое бремя.
— Вместо того чтобы искать деньги и чинить дальше водопровод, чиновники посоветовали бабушкам нашим ходить пешком на водокачку, включать ее и набирать. Лишь бы что предложить! Она находится за деревней. Как они до нее дойдут? — добавляет Сергей.
На самом деле равнодушие со стороны местных властей в Старой Гати на каждом шагу. Многие проблемы деревенские вынуждены решать сами.
Николай Наумов: Фонарей нету — в темноте ходить за водой приходится. Несколько раз просили поставить пару фонарей, но никакой реакции. Газ нам прокладывали, так дорогу всю перекопали и уехали. Она превратилась в кашу! Людям самим пришлось отсыпать заново дорогу. Считаю, что каждый должен делать свою работу хорошо: раскопал дорогу — восстанови ее. Я не прошу много, всего-то привези КАМАЗ щебенки, чтобы восстановить дорогу, которую мы сами на протяжении нескольких лет отсыпали за свои деньги. А так они просто наши труды все убили. У меня рак, как ко мне скорая в дождь поедет? Подохну я, и никто не узнает об этом…
Еще одна проблема, актуальная для жителей Старой Гати, — расположение контейнерной площадки. Она — одна-единственная в деревне и находится достаточно далеко от основной части домов, в которых постоянно живут люди. Из-за этого многие отказываются пользоваться ею, а значит, и платить оператору по вывозу отходов.
Ирина Гришина:
— Я писала в Роспотребнадзор, мне сказали, что раз дом есть, то должна платить. Я туда ни одной бумажки не выбросила. Контейнер поставили почти за километр. Как я дойду до него? Мне лет сколько уже! Если бы поставили поближе, я бы не отказывалась. А так это форменное издевательство!
Между тем, согласно требованиям к оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Соответственно, при большой протяженности населенного пункта контейнерных площадок должно быть несколько.
Myslo попытался по телефону получить комментарий у главы администрации Кимовского района Евгения Захарова. Его секретарь записала номер, на который надо перезвонить, чтобы связаться с корреспондентом, добавив: «Если Евгения Владимировича заинтересует вопрос, он перезвонит». Что значит «заинтересует», если вопрос был в получении комментария, к сожалению, никто не уточнил.
Надеемся, что нарушение прав жителей Старой Гати на получение качественных коммунальных услуг, возможно, заинтересует прокуратуру и другие ведомства, контролирующие работу чиновников Кимовского района.
Юлия Александрова, myslo.ru
На повестке — ПМЭФ, а вы со всякой ерундой…
Вообще это какой-то испанский стыд, конечно.
так и живем…
Кто у нас там отвечает за ситуацию на местах, какой областной министр? Или даже вице-премьер.
вилы помогут денщику в зад
Предлагаю на недельку поселить у бабы Вали депутата госдумы от Тулы.Любой партии.Прошу автора заметки разрешить мне опубликовать этот текст в книге,адресованной президенту России.Я заканчиваю работу над ней.Она вся состоит из тульских проблеем,которые не решаются на месте.Подтвердите согласие в обсуждении темы.