Мы заглянули в афишу Тульского театра драмы…
Михаил Лермонтов выступил с инициативой проверить репертуар российских театров на соответствие стратегии национального развития и нацбезопасности. Звучит, как цитата из Кафки, но из песни слова не выкинешь. Носитель великой фамилии представляет возглавляемый им Общественный совет при Министерстве культуры РФ. Лермонтов полагает, что мятежные театры просят бури, а значит, надо подвергнуть общественной экспертизе то, что они несут в массы под видом разумного, доброго, вечного
Кадр из х/ф «Жестокий романс»
Давно пора навести порядок в этом хозяйстве, предназначенном для духовно-нравственного и патриотического воспитания населения. Мы заглянули в афишу Тульского театра драмы и навскидку обнаружили ряд спектаклей, которые лермонтовцам стоит проанализировать.
«Кони привередливые» по рассказам Василия Шукшина с песнями Владимира Высоцкого – тут вам сразу двое классиков, которые позволяли себе не фильтровать литературный базар. В произведении есть Стёпка, который за три месяца до освобождения бежит из колонии в деревню к родителям. Если в отряд проверяющих от Общественного совета Минкульта войдут представители ФСИН, они наверняка дадут оценку пропаганде побега из мест лишения свободы.
В репертуаре Тульской драмы также – Сергей Довлатов, «Заповедник»: повествование об экзистенциальных мучениях пьющего советского литератора. Это на самом деле иллюстрация того, как можно, если и не переписать, то очернить нашу историю. Советская страна, по мнению автора, это место, где «бродили одноцветные коровы, плоские, как театральные декорации», а «грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву».
Ещё одна цитата из русофобского «Заповедника»: «Кривоногий местный тракторист с локонами вокзальной шлюхи был окружен назойливыми румяными поклонницами. – Умираю, пива! – вяло говорил он. И девушки бежали за пивом…». Здесь, на заметку Лермонтову, симбиоз дискредитации и человека труда, и женщин как социальной группы. Не для того были нужны заботливые руки и их хозяйский, тёплый женский взгляд.
«Бесприданницу» по Островскому в Тульском драмтеатре комиссии тоже нужно бы отсмотреть. Там прямо с самого начала не душистый хмель и мохнатый шмель, а возбуждение враждебности к людям, которые своими бизнес-талантами смогли заработать денег. Слуги Гаврило и Иван обсуждают купца Мокия Парменыча Кнурова.
«Иван. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. Отчего это он всё молчит?
Гаврило. «Молчит»! Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит».
Опять же, не духовно-нравственно в пьесе бытовое пьянство подаётся.
«Вожеватов. Не выпьем ли холодненького, Мокий Парменыч?
Кнуров. Что вы, утром-то! Я еще не завтракал.
Вожеватов. Ничего-с. Мне один англичанин — он директор на фабрике — говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить».
Ну и, конечно же, не способствует задачам патриотического воспитания низкопоклонство перед зарубежьем. Купец Вожеватов интересуется у запойного актёра Робинзона:
«Хочешь ехать в Париж?.. Ну, как же такому артисту да в Париже не побывать. После Парижа тебе какая цена-то будет!» И хотя речь идёт о трактире «Париж», но как-то это завуалированно звучит, как бы за кадром – любая комиссия внимание обратит. Робинзон сначала демонстрирует патриотизм, а потом соглашается: «Нынче образованные люди в Европу ездят, а не по ярмаркам шатаются».
Вот такая незрелая «Бесприданница». Обидно, ведь хорошая пьеса, с тульским колоритом. Вожеватов (говоря о Карандышеве): «Квартиру свою вздумал отделывать, вот чудит-то. В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…».
Короче, есть, что подправить в Тульской драме.
Когда верстался номер, стало известно, что министр культуры России Ольга Любимова заявила, что намерение Общественного совета при министерстве сделать трепанацию репертуаров театров – частная инициатива членов совета, и что цензура у нас запрещена Конституцией. Так что ответственные работники Тульского театра драмы могут из отпусков пока не выходить. Хотя они лучше нас знают: ружьё если кто повесил на стену, может потом выстрелить…
А в появившейся паузе Общественный совет при Минкульте России, например, мог бы проанализировать уровень зарплат работников культуры, особенно самого низового, районного и сельского, звена. Эту тоску анализировать, конечно, не так увлекательно, как репертуар «Современника», но, думается, к стратегии национального развития это гораздо большее отношение имеет, чем борьба с не скрепным утренним шампанским.
Константин Леонов, «Молодой коммунар»
В тульском театре и без цензуры тоскливо.
Везде тоскливо
МИША ЛЕРМОНТОВ ИЗ УСАДЬБЫ ВЫСУНУЛСЯ… ПОРОТЬ ХОЛОПОВ НА КОНЮШНЕ СКУЧНО…
Не хожу туда давно — одни кошёлки старые в актрисах…..17-ти летнюю Ларису в «Бесприданнице» играет сорокалетняя тётка…ужос…ужос…молодых давайте.