В Туле продолжают рассматривать уголовное дело в отношении экс-министра Артура Контрабаева
Фото: пресс-служба правительства Тульской области
12 и 13 июля в Центральном районном суде допросили еще пятых свидетелей по уголовному делу экс-министра информатизации тульского региона Артура Контрабаева
В Центральном районном суде Тулы продолжают рассматривать уголовное дело экс-министра информатизации региона Артура Контрабаева. Напомним, в центре разбирательства — внедрение региональной информационной системы здравоохранения (РИСЗ), во время которого, по версии следователей, было совершено хищение бюджетных средств. Размер ущерба оценивается более чем в 68 млн рублей.
Пособником по уголовному делу проходит руководитель «Смарт Дельта Системс» Алексей Черноусов — именно его компания занималась разработкой РИСЗ, и, как считает сторона обвинения, выстроила программу на основе уже существующей. По итогу тульское здравоохранение получило вторичный продукт за крупную сумму.
В понедельник, 12 июля, в суде допросили двух свидетелей — Михаила Кудинова и Яну Ведьмедь.
Специальное техзадание
Так, по словам Кудинова, занимавшего в 2012 году должность врио руководителя Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ), задачей того времени было развитие программы информатизации здравоохранения по поручению Ольги Аванесян, занимавшей пост министра здравоохранения Тульской области.
«С осени 2012 года на компьютерах, на которых работали сотрудники ЦИТ (Центр информационных технологий) был установлен продукт «Инфоклиника» для модернизации здравоохранения в части информатизации», — заявил свидетель.
Та же «Инфоклиника», а именно некоторые модули, были установлены и в ряде учреждений здравоохранения региона, что позволило выполнить программу в части электронной записи на прием к врачу.
«Цель развертывания системы — выполнение программы информатизации. Сначала тестовая эксплуатация осуществлялась в Тульской областной клинической больнице и городской больнице №2, затем продукт был установлен в больницах, где шла первичная запись на прием к врачу»
Говоря об аукционах, он отметил, что первый из них выиграла фирма «Медатрейд», но, со слов сотрудников ЦИТа, в частности, Ираклия Маградзе [тогда — руководитель Центра информационных технологий], продукт не соответствовал техническому заданию.
«На одном из совещаний в здании правительства Тульской области присутствовал директор компании «Медатрейд», который показывал сотрудникам ЦИТа и представителям медицинского сообщества систему. Позднее в кулуарах говорили, что система нежизнеспособна», — сообщил он, добавив, что работа с «Медатрейдом» продолжена не была, и региональной информационной системой здравоохранения (РИСЗ) занимались сотрудники ЦИТа.
Причин и подробностей расторжения договора с компанией Кудинов не знал, т.к. МИАЦ отношения к этому не имел.
Кроме этого, Кудинов вспомнил совещание между Москвой и другими регионами, посвященное информатизации системы здравоохранения. Тульскую область представляли Ольга Аванесян, занимавшая должность министра здравоохранения, Ираклий Маградзе и сам Кудинов.
«Перед началом конференции Аванесян сказала, что докладывать буду я. Со стороны Москвы начали поступать вопросы об «инфоклинике», на которые ответил Маградзе. Его выступлением остались недовольны [аукцион не состоялся, но инфоклинику внедряли] и сказали, что Тульской областью заинтересуется Следственный комитет»
Также Кудинов сообщил, что, по его личному мнению, Ираклий Маградзе отдавал предпочтение именно «инфоклинике» — система была развернута в самом Центре информационных технологий (не менее, чем на пяти компьютерах), а один из ее модулей уже работал в медицинских учреждениях. Другие системы установлены не были.
«Разговоры в ЦИТе были всегда об инфоклинике»
Вместе с тем, к другой компании, претендовавшей на разработку и внедрение РИСЗ, относились отрицательно из-за несоответствия техническому заданию. Более того, по мнению свидетеля, ТЗ было составлено под конкретную систему, «инфоклинику», ту, что предлагала компания Алексея Черноусова «Смарт Дельта Системс». Отметим, что доказательств и фактов Кудинов представить не смог, подчеркнув, что это только его мнение — ранее Ираклий Маградзе представлял Алексея Черноусова именно как разработчика программы.
При этом с контрактами на внедрение РИСЗ Тульской области, а также процедурой разработки технического задания свидетель не знаком и в аналогичных работах не участвовал. Также Кудинов сообщил, что не знал о том, что для разработки технического задания была создана специальная комиссия, в которую вошли и представители медицинских учреждений региона.
«Все время вылезали зубы»
Яна Ведьмедь, работавшая осенью 2012 года в Центре информационных технологий, сообщила суду о проблемах, связанных с работой «инфоклиники».
С августа по ноябрь Ведьмедь обучала сотрудников регистратур в медицинских учреждениях взаимодействию с программой — ездила по больницам, демонстрировала функционал, объясняла принципы работы и пр. на момент, когда система уже находилась на этапе внедрения.
«Система уже была установлена практически везде, кое-где что-то не работало, но это все устранялось в этот же день или на следующий. Я ездила по поликлиникам в центре Тулы и Зареченкого района, в города области — Липки, Алексин, Ефремов, Дубну. <…>
Система работала очень плохо. Насколько я могу судить, это была маленькая программа какой-то зубной клиники: все время вылезали зубы, мы все время натыкались на остатки установленного программного обеспечения, не отвечающего требованиям людей. <…>
Обучение шло тяжело: дело было и в людях — в регистратурах работают далеко не молодые сотрудники, которым нужно для начала объяснить, что такое компьютер и сама система работала с перебоями. На обучение времени давалось мало, звонили с какими-то проблемами регулярно»
Свидетель также отметила, что система была сложна, и на обучение на местах был заложен совсем небольшой срок. Кроме этого, по ее словам, возникли проблемы и с подготовкой самих врачей, которым также не доставало компьютерной грамотности. Нюансов, связанных с причинами выбора именно «инфоклиники» Ведьмедь не знала в силу невысокой должности в ЦИТе, однако на вопросы о том, есть ли контракт, Илья Олимпиев [заместитель Ираклия Маградзе в 2012 году], отвечал, что тендер выигран.
«Олимпиев говорил, что это не наше дело, и мы работаем с тем, что есть. Хотя я заявляла, что система корявая, не готова к работе, а ее функционал не соответствует запросу. И постоянно сквозили эти зубные поликлиники, повсюду были зубы»
Подсудимый Алексей Черноусов позднее пояснил, что тогда речь шла о демонстративной версии для того, чтобы попробовать, как работает система и готов ли персонал. Ведьмедь при этом ответила, что о «тестовом» режиме ей никто не сообщал и она работала именно над внедрением программы. В ЦИТе Ведьмедь не задержалась — по ее словам, она не разделяла взглядов на «инфоклинику», работать было тяжело, и она приняла решение об уходе из Центра.
Также в ходе допроса Яны Ведьмедь был поднят и вопрос об отношениях руководителя ЦИТа Ираклия Маградзе и министра информатизации Артура Контрабаева — свидетель заявила, что чиновники общались и вне работы.
Непростые отношения с Тульским Фондом обязательного медицинского страхования
Во вторник, 13 июля, в Центральном районном суде были допрошены еще три свидетеля. Среди них Борис Косолапов — директор ООО ИДЦ, компании, разработавшей программу для обеспечения взаимодействия между медицинскими учреждениями Тульской области и ТФОМСом. По его словам, на пике программа от ИДЦ «АРМ ОМС» стояла в 120 учреждениях здравоохранения региона.
В 2012 году вместе с Артуром Контрабаевым Борис Косолапов, как эксперт, изучал программы, которые могли бы подойти для информатизации системы здравоохранения Тульской области.
«Смотрели, выбирали, что можно поставить. И мы ездили, и к нам приезжали представители компаний-разработчиков. Всего около 6-7 похожих систем. Теоретически, подходили все, одной из самых перспективных была система из Белгородской области»
Сам же Косолапов, ознакомившись с техническим заданием, решил не заявляться на конкурс со своим продуктом — «АРМ ОМС» была хоть и мощной, но уже устаревшей на тот момент программой.
Тем не менее свидетель отметил, что, по его мнению, копанию «Медатрейд» попросту не пустили, не дав внедрить программу.
«К тому моменту в больницах уже стояла часть «инфоклиники», и после того, как контракт выиграла «Медатрейд», там продолжили работать с «инфоклиникой». По слухам, «Медатрейду» не дал работать ЦИТ, ходили такие разговоры среди сотрудников больниц».
Вместе с этим Косолапов отметил, что сама архитектура «инфоклиники» ему нравится, однако реализация — нет.
Кроме этого, свидетель сообщил о двух попытках интеграции «инфоклиники» с ТФОМСом: «исполнители не въехали в систему ОМС Тульской области, не срослось».
Двое других опрошенных 13 июля свидетелей — Яна Цой (до сих пор работает в ЦИТе) и Екатерина Краснова (работала в ЦИТе с ноября 2012 по август 2013 года) существенных показаний не дали. Так, первая сообщила, что занималась обучением сотрудников регистратуры и врачей работе с «инфоклиникной», добавив, что задачей была ликвидация очередей к врачам, и она была выполнена. Екатерина Краснова в те годы выполняла аналогичную работу и нюансов внедрения РИСЗ Тульской области не помнит.
Следующее судебное заседание по уголовному делу Артура Контрабаева пройдет 20 июля.
Полина Степанова, «Тульская пресса»
Как всегда никто ничего не помнит.
А Вы помните, что было 8-9 лет назад на работе?
Понять и простить за давностью лет. Тем более в «Комсомолку» тульскую уже столько денег занесли во славу Артурки.
Спасет только Клизьма.
А программа Косолапова была удобная, понятная и простая. Жаль….
И сколько она позволяла укр… освоить без сильного риска отправиться на нары?