Почему сельский врач превращается в «умирающий вид»
В Заокской центральной районной больнице сегодня требуются три врача, четыре фельдшера, 13 медсестер
Николай Загорский. У земской больницы. 1880-е гг
Треть населения страны живет в деревнях и поселках, но их обеспеченность врачами на 40% ниже, чем в целом по стране. И ежегодно уменьшается. С учителями на селе ситуация получше, но тоже тревожная. Чтобы хоть как-то восполнить дефицит кадров сельской интеллигенции, Минздрав и Минпрос запустили программы под названием «Земский доктор, фельдшер, учитель».
Специалисты, приехавшие на село, стали всё чаще возвращать полученный миллион [компенсационная выплата за переезд в сельскую местность] и уезжать из-за условий работы, никудышного оборудования в больницах, отсутствия обещанного жилья. «Беглецов» не останавливали даже случаи уголовных преследований молодых специалистов. В общем, у многих выпускников медвузов желания за миллион рублей потратить пять лет на жизнь в деревне поубавилось.
Власть, вместо того, чтобы взглянуть на ситуацию в комплексе, качественно, продолжала настаивать на продолжении прежних подходов, каждый год внося в программу изменения…
Однако одни проблемы сменяются другими.
За переезд на село дают миллион рублей, но если оно окажется «на удалённых и труднодоступных территориях», то миллион вырастает на пятьсот тысяч рублей. При переезде на Дальний Восток, Крайний Север или в Арктику врачам предлагается 2 млн рублей. И всё-таки — о каких населенных пунктах речь? Об Оймяконе, отдаленном на 960 км от Якутска и на 9000 км от Москвы? Или о Заокском поселке, что в Тульской области? От Москвы до Тулы 160 км. Поселок Заокский входит в перечень «удаленных и труднодоступных территорий» области, при переезде на работу в которые врачам представляются 1,5 млн рублей компенсационных выплат. В перечне еще 84 населенных пункта, в том числе многие райцентры. Заокский — административный центр одноименного района, расположенный в 63 км от Тулы и в 100 км от Москвы по отличной автотрассе в великолепном месте на берегу Оки. И тем не менее проблема с кадрами врачей не решается ни в Якутии, ни в Заокской центральной районной больнице Тульской области, которой сегодня требуются три врача, четыре фельдшера, 13 медсестер.
Огромный плохо востребованный резерв — обучающиеся по целевому набору студенты медвузов и колледжей. Чтобы они «вернулись на родину», мало щелчка пальцев или — тем более — угроз. «Медик не батрак», как верно говорит Л. Рошаль. Нужно напрягаться, создавать условия, работать с каждым будущим врачом, а это мало кто хочет делать.
Только-только губернаторами утверждены программы модернизации первичного звена здравоохранения. Это — огромные талмуды из текстов и таблиц… Выборочный анализ планов программ, касающихся земляков, обучающихся по целевым направлениям, показал следующее. В Тульской области лишь 20 процентов «целевиков» трудоустраиваются в медучреждения области, однако по губернаторскому плану к 2025 году эта цифра подрастет только до 40 процентов. Иначе говоря, если 80 врачей из 200 выпускников вернутся в область, план по валу будет считаться выполненным, а программа — успешно реализованной. Кстати, в области коэффициент совместительства врачей составляет 1,7, а в ряде тульских районов — 2,0, 2,1, 2,2, 2,3. Колоссальный дефицит врачей и дикий перегруз специалистов. Недавно президент именно на проблему с кадрами врачей публично обратил внимание тульского губернатора.
2017 год был годом кино. 2018 год посвятили делу волонтерства, а 2019-й — театру. 2020 год стал Годом памяти и славы. Может, поможет отечественному здравоохранению, если провозгласить 2021 год Годом сельского врача? Это, конечно, тоже мероприятие, но с чего-то надо начинать.
Полная версия: Андрей Маленький, ИА REGNUM
Смотрим на картину. 1. Есть больница, устроенная земством. Нужно ведь задать вопрос, что было до этого, в лучшем случае знахарь или бабка. 2. В очереди всего 6 человек, а сельского населения тогда было намного больше, чем сейчас. 3. В основном старики. Здоровее люди были.
Кстати, вспоминаю, как в 73 году мне оказали в Теплом квалифицированную медицинскую помощь. Подождал человека 3, посмотрели, тут же сделали маленькую операцию, зажило как на собаке. А в Туле в аналогичном случае чуть руки не лишился.
Грош -цена такому плану модернизации кадровой составляющей здравоохранения. А все потому, что составители целевой программы просто не знают прописных истин качественного планирования, основой которого является статистически достоверный анализ сложившейся ситуации и причин негативных проявлений. К сожалению ни в период модернизации здравоохранения 2012 года (когда планировался незначительный кадровый прирост, а в основном трудоустройство, высвободившихся при сокращении стационаров врачей, ни последующих целевых программах такой анализ не проводился. Уверен , что и на сегодня никто из составителей целевых программ не имеет достоверных результатов трудоспользования целевых выпускников федеральных и регионального медицинских ВУЗов хотя бы за последние 10 лет. И вот Вам резюме: «Что посеешь -то и пожнёшь».