Как превратить «черную» металлургию в «зеленую»?
В промышленной Тульской области производства чугуна, стали, проката, ферромарганца и ванадия – солидный сегмент региональной экономики, крупные работодатели и налогоплательщики.
Не поэтому ли про их воздействие на экологию и здоровье туляков говорить не принято?
Кто главный?
Тема загрязнения металлургическими гигантами окружающей среды поднималась на ежегодной большой пресс-конференции президента России Владимира Путина. Спрашивали его о Магнитогорске, но он развил тему гораздо шире.
«Мы занимаемся тем, чтобы выстроить систему датчиков по стране в местах, где загрязнители особенно активно работают, — заявил глава государства. — По центрам металлургического производства это будет делаться в первую очередь, и делаться это будет за счёт как раз производителей».В Тульской области три крупных предприятия этой отрасли. Старейшее – «Косогорский металлургический завод» («КМЗ»), разменявший вторую сотню прожитых лет ещё в конце девяностых, принадлежит офшорной компании Mabrox Limited (Республика Кипр), а её акционером, в свою очередь, является компания Amida Limited (Республика Сейшельские острова). На «КМЗ» выпускают ферромарганец и чугун. Далее – «Тулачермет» («ТЧМ») Евгения Зубицкого, где производят тот же чугун, а с 2019 года – и сталь с прокатом. Третий завод – «Евраз Ванадий Тула» Романа Абрамовича и Александра Фролова когда-то был одним из цехов «Тулачермета». Затем в результате приватизации и структурных преобразований стал отдельным юрлицом, и в итоге оказался у других собственников.
И прилегающий к «Тулачермету» с «Ванадием» микрорайон Криволучье (когда-то – Новая Тула), и посёлок Косая Гора, фактически в черте которого почему-то работает «КМЗ», не самые экологически благополучные территории города. Криволучье то и дело засыпает железосодержащей пылью и графитом, и выпадающий снег в этой части ПролетарскогоАнатолий Панфилов, района почти не бывает белым. АналогичнаАнатолий Панфилов, я ситуация – на Косой Горе.
В ежегодном докладе об экологической ситуации в Тульской области за 2019 год, в частности, отмечается, что экологические проблемы региона обусловлены, прежде всего тем, что на сравнительно небольшой территории сконцентрировано большое число предприятий металлургической промышленности с обеспечением электроэнергией, газом и паром, являющихся основными источниками загрязнения атмосферы. «ТЧМ» и «КМЗ», если верить ежегодном докладам облминприроды – в их числе.
Передовики и нарушители
Правда, на совещаниях у губернатора «основные загрязнители» весьма бодро рапортуют о «принимаемых мерах». «ТЧМ» ещё 5 лет назад отчитался о полной переработке в товарную продукцию доменного шлака. «КМЗ» заявляет о том же.
Министр природных ресурсов и экологии Тульской области Юрий Панфилов докладывал тогда главе региона, что на «Тулачермете» строятся и модернизируются аспирационные установки, к 2017 году произойдёт снижение выбросов загрязняющих веществ на 1,1 тыс. тонн в год. Кроме того, с целью снижения пылевыделения при выгрузке и складировании сырья для доменного производства летом 2016 года пущена в эксплуатацию система пылеподавления. В 2015 году выбросы в атмосферу сократились по сравнению с 2014 годом на 697 тонн.
Для сравнения: металлургическое производство Тульской области в 2019 году совокупно выбросило почти 54,5 тысяч тонн загрязняющих веществ, из которых 51,8 тыс. – жидкие, 2,7 – твёрдые. А вот отследить динамику загрязнения через ежегодные доклады весьма сложно, поскольку чиновники облминприроды весьма ловко жонглируют показателями. Скажем, раскрывая объёмы загрязнения атмосферы в 2017 году, они к металлургам присовокупили металлистов, значит, сравнение с 2019 году будет некорректным. А в докладе за 2018 год лишь указано, что металлургия даёт 40,7% выбросов в атмосферу.
«КМЗ» в 2015 году получено разрешение на сброс (!) вредных загрязняющих веществ в Воронку. Зато на предприятии произведён запуск первой из восьми (не густо) линий очистки шламовой воды, выполнен ремонт, якобы сделавший сточные воды чище.
«Евраз Ванадий Тула» в ту пору запланировал техническое перевооружение газоочистки печи обжига шихты, что должно снизить выбросы в атмосферу более чем на 15 тонн/год. Ну, вы поняли: всего металлурги сбрасывают 54 с лишним тысячи, а тут снизят аж на 0,03%!
Но это Тула, а Узловой – приготовиться. Там, в одноимённой особой экономической зоне «Евраз» планирует строительство комплекса по производству оксидов ванадия. Местным жителям – наше глубочайшее сочувствие, ибо до северо-восточной окраины города там всего-то 7 км, до Новомосковска – чуть более 10.
Год назад топ-менеджеры «ТЧМ» заверяли губернатора, что с 2015 года объем выбросов пыли завод сократил на 32%. Криволученцы, вы там заметили, что у вас снег на треть белее зимой стал?
В центре скандала
Кстати, «КМЗ» в прошлом году оказался в центре экологического скандала, когда над посёлком образовалось оранжево-красное облако. Руководство предприятия признало тогда наличие трудностей с установкой пылеподавления на рудном дворе доменного цеха из-за подбора эффективного оборудования применительно к существующему производству для обеспечения процесса круглый год. Впрочем, это не первый «залёт» косогорских металлургов, целый букет нарушений природоохранного законодательства прокуратура выявила ещё в 2016-2017 годах.
А вот «Тулачермет» в подобных сводках не фигурирует. Забил тут летом народ тревогу по поводу рыжего дыма из заводских труб, прокурорские тоже возбудились было. А потом вдруг неожиданно выяснилось, что это и не «Тулачермет» вовсе, и вообще фейк …
Мнение эксперта
Владимир Руднев, в 1985-2013 гг. — сотрудник органов природного надзора: «Евраз» является главным производителем пятиокиси ванадия и феррованадия. Этот сплав используется в качестве добавки при производстве специальных и легированных сталей. Соединения ванадия и являются основными загрязнителями окружающей среды. Выбросы – газо- и пылеобразные. Существующая система очистки укладывается в ПДК, но не совсем эффективна. В отдельных случаях при производстве из заводской трубы, отходящей от печи плавки пятиокиси ванадия после прохождения очистки, виден характерный жёлто-коричневый дымок, что говоррит о его выбросе и может свидетельствовать о нарушении технологического процесса, а также о недостаточной эффективности системы очистки.
Очистные сооружения, в основном, удовлетворяют требованиям по предельно допустимым выбросам. Но на «Ванадии» шламонакопитель был построен давно, использовался глиняный гидроизоляционный замок. И даже по проекту 5% от объёма допускалась фильтрация, то есть просачивание части отходов в почву и воду. Глубина накопителя метров 15-20. И вполне реально соединения ванадия могут попадать в водоносные горизонты и разноситься по ним.
Ещё одна проблема – существующие объёмы накопителя. Он немножко маловат. Когда идут обильные дожди, снеготаяние, может случиться, что уровень в накопителе превысит допустимый. И возможно попадание этой жидкой массы на грунт, а дальше – в реку Упа. Она примерно в двухстах метрах оттуда находится. Сама пятиокись ванадия токсична, может вызывать различные аллергические реакции и негативно влиять на дыхательные пути вплоть до различных новообразований.
«Косогорский металлургический завод» работает фактически в черте посёлка Косая Гора, хотя санитарная зона (то есть, удалённость от жилья – прим.авт.) по СанПиНу должна составлять не менее километра. Но главная проблема с точки зрения экологии – опять же шламонакопитель. Он очень большого объёма, тоже построен давно, эксплуатация велась его по-разному, возможны нарушения целостности гидроизоляционного замка, который находился на дне. Проектная фильтрация шламонакопителя «КМЗ» тоже 5%, но возможна дополнительная фильтрация в почву.
В девяностые, нулевые годы в пробах воды в Воронке, отобранных ниже шламонакопителя «КМЗ», были обнаружены весьма токсичные соединения – цианиды. Они поступают в виде пыли на газочистку и далее уже в виде шлама – в накопитель. Несколько лет назад там появилась сухая газоочистка на печи №1. Это правильное направление, но печь последние три года не эксплуатируется. А ведь сухая очистка позволяет вторично использовать богатый железом шлам, это ликвидное сырьё, из него, в частности, можно производить металлургические брикеты.
Что делать? Заниматься шламонакопителями, улучшать их герметизацию, особенно на «Ванадии». И работать над новыми технологиями, которые позволят снизить вред окружающей среде. НА «КМЗ» это, в частности, использование сухой очистки отходящих газов.
Комментарий специалиста
Генрих Дорофеев, кандидат технических наук, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники: «Аглококсодоменная технология исчерпала себя во всём мире. В Китае, США, Европе курс взят на новую металлургию. Два года назад в КНР построен завод прямого получения чугуна непосредственно из рудного сырья по внедоменной технологии. Эта страна является крупнейшим в мире производителем как чугуна, так и стали. В рамках существующей технологии их производства, пришедшей к нам из глубины веков, невозможно кардинально решить экологические проблемы. Небольшие улучшения, которые происходят в рамках соответствующих мероприятий, можно назвать иллюзорными.
А будь то «Тулачермет», где производят чугун, а с недавних пор и сталь, или «Косогорский металлургический завод», где выплавляет ферромарганец, суть технологии одна. И основными загрязнителями окружающей среды там являются агломерационный и доменный переделы.
В отношении «Ванадия» – абсолютно согласен с тезисом о высокой токсичности этого производства, которое вообще должно быть абсолютно экологически чистым.
Но в целом вывод состоит в том, что вся российская металлургия не отвечает требованиям XXI века, нужны новые технологии. В Туле работают три завода – «Тулачермет», «КМЗ» и «Евраз Ванадий». Нужно провести технический аудит с позиций экологии, а потом определиться, что делать дальше.
И ещё. Металлургические производства России принесли их владельцам баснословные прибыли, но теперь требуют глубокой модернизации. Будут ли они вкладывать средства в создание новой металлургии? В России производится 74 млн тонн стали в год. Чтобы заменить устаревший мощности, потребуется, исходя из расчёта 1 000 долларов США капиталовложений на тонну стали, 74 $ млрд. Даже если растянуть этот процесс на 30 лет, получится почти по 2,5 млрд в год.
Но почему-то Китай при производстве 800 млн тонн чугуна в год построил пилотный завод на 600 тыс. т/г чугуна методом прямого восстановления, и предлагает такие заводы под ключ. Эта страна становится лидером новой металлургии, подавая нам пример.
Президент дал сигнал. Весь мир уже чувствует изменение климата, активизировались «зелёные» партии и движения, Европа провозгласила политику перехода к экологически чистым технологиям. А у нас, пока президент не озвучил проблему, все сидели тихонько.
И ещё. В ближайшее время появится «углеродный налог» или налог на выбросы. При производстве тонны чугуна образуется полторы тонны углекислого газа. Налог на тонну чугуна в перспективе может составить до 22,5 доллара. Только по «Тулачермету» это 45 млн долларов налога в год, что делает чёрную металлургию убыточной. Поэтому в нынешнем виде у неё перспектив нет. Деваться некуда: новая металлургия пойдёт в направлении прямого восстановления железа как альтернативы аглококсодоменному производству.
Точка зрение учёного
Владимир Золотухин, доктор технических наук, профессор кафедры «Сварка, литьё и технология конструкционных материалов» ТулГУ: Хотелось бы сосредоточиться на конкретных мерах по улучшению экологической обстановки в Туле в части снижения вредного воздействия металлургических предприятий. Справедливости ради стоит отметить: все предприятия имеют экологические программы, но проблемы накапливались годами, и решить их в одночасье невозможно. Чёрная металлургия, появилось производство стали и проката, то есть продукции высоких переделов с высокой добавленной стоимостью. Казалось бы, современнейшей предприятие, но конвертерный газ сжигается на факеле.
Безусловно, назрела необходимость утилизации этого ресурса с использованием в энергетической сети предприятия, что резко снизит выбросы угарного и углекислого газов в атмосферу. Также целесообразно вернуться к идее утилизации пыли и шламов методом брикетирования с возвратом в технологию. В «ТЧМ» внедрена технология внепечной обработки чугуна, которая снижает содержание серы за счёт порошковой проволоки. Применение такой технологии на «КМЗ» позволит значительно снизить газовые выбросы в атмосферу.
«Евраз» идёт по пути выноса нового производства ванадиевых добавок для сверхпрочной стали и титановых сплаво в за пределы Тулы в ОЭЗ «Узловая», в непосредственной близости от которой нет крупных населённых пунктов.
И главное: ведь существуют реальные, прорывные разработки тульских учёных-металлургов по бездоменному производству сплавов железа. Их масштабное внедрение позволит превратить «чёрную» металлургию в «зелёную»
Иван Рогов «Аргументы и факты в Туле»
Самый прикол, что построили массу домов там, где ПДК по ванадию более 10
Я вообще удивляюсь, как пос. Косая гора слепили рядом с заводом. Тот же Щекиноазот хватило ума построить в 5 км. от города