Войти   Регистрация

Ядовитый нектар

Теплый сезон еще только начинается, но в пчелиных хозяйствах Тульской области первые потери уже зафиксировали

Цветущий рапс обрабатывают ядами несколько раз за сезон, что зачастую становится причиной гибели пчел
Фото: РИА Новости

Пчеловод из Тульской области Анатолий Рубцов до сих пор с содроганием вспоминает июль прошлого года. Выйдя утром к пасеке, он обнаружил перед ульями буквально кучи мертвых пчел. Оставшиеся в живых продолжали кружиться вокруг как заведенные и злобно жалили. Видимо, из-за того, что насекомые были отравлены, укусы на коже раздувались до огромных лиловых «лепешек». В течение того злополучного месяца Рубцовы закопали около 400 кг мертвых пчел.

— Вывозили тележками,— вспоминает Анатолий.— Запах стоял — словно могильник раскопали. Было 80 ульев — не осталось ни одного.

Виновником отравления оказалось аграрное хозяйство в 4 километрах от пасеки. Все поля этого агрокомплекса засеяны рапсом — растением, которое пчеловоды клянут последними словами и которое, в свою очередь, очень любят фермеры. Когда-то рапс выращивали на корм животным, но в последние годы его все больше используют для изготовления биотоплива, а также для производства рапсового масла, которое идет в основном на экспорт. Себестоимость выращивания довольно низкая, так что рапсовые поля — доходный бизнес.

Растения регулярно обрабатывают от различных вредителей, чтобы те не съели цветковые части растений, иначе не будет рапсовых зернышек, из которых и производят масло. Для этого несколько раз за сезон используют сильнодействующие препараты высокой степени опасности. Для пчел же эти препараты — яд в буквальном смысле этого слова.

— Мы вызывали полицию, чтобы зафиксировать гибель пчел,— рассказывает «Огоньку» Анатолий Рубцов.— Потом начали собирать документы, подтверждающие отравление. Для этого нужно провести несколько экспертиз на наличие остаточного количества пестицидов. Все лаборатории находятся в разных регионах. Подмор (так называют умерших пчел.— «О») возили в Белгород, мед вместе с пыльцой — на экспертизу в Тулу, листья рапса — в Подмосковье. Все эти экспертизы обошлись нам в 10 тысяч, это не считая других справок. Например, понадобились данные с метеостанции о том, что в тот день скорость ветра была выше 4 метров в секунду. То есть это был ветреный день, а в такую погоду нельзя обрабатывать посевы химикатами.

К началу этого года Рубцовы, наконец, собрали все документы и подали в суд, который тянется до сих пор. Все упирается в размер компенсации. Агрокомплекс готов ее выплатить, но «в рамках разумного», полагая, что пчеловод преувеличивает урон. Анатолий занимается пасекой всю жизнь (раньше пасеку держал его отец) и напоминает: в прошлом году он потерял все…

В этом году теплый сезон еще только начинается, но в пчелиных хозяйствах Орловской и Тульской областей, а также Краснодарского края первые потери уже зафиксировали.

— Проблема прошлого года может повториться в этом с большой долей вероятности,— говорит Елена Салтыкова [старший научный сотрудник лаборатории биохимии адаптивности насекомых Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН].— Более того, сейчас правительство взяло курс на развитие агропромышленного комплекса, в том числе на увеличение важных для страны посадок сельскохозяйственных растений. Это значит, посевы рапса будут лишь увеличиваться. Для фермера это источник дохода. Пчеловоды же нацелены на получение меда — у них свой источник дохода, часто единственный для сельского жителя. Нужны согласованные действия…

Полная версия: Елена Бабичева, «Огонёк»

10760860cookie-checkЯдовитый нектар
 

Комментарии

  1. АватарОбъективно

    Почему местная власть не запретит выращивание этого самого рапса на биотопливо? Потерь для области, я понимаю, никаких — все идет за границу. У нас только гробится земля и травится все живое. Наверное можно квалифицировать как преступление против человечества.

    1. АватарVictor T

      Заметьте, что в стране мало регионов, в которых позволяется выращивать рапс в таких объемах, как в Тульской области. Но у нас видимо предпочитают закрывать глаза на вред от рапса и с удовольствием хвастаются призовым местом области по рапсу.

      Общался с биологом на эту тему, насколько понял, та отрава, которой защищают рапс от вредителей, накапливается в земле. Так как рапс нельзя выращивать ежегодно на одних и тех же полях, то после рапса могут выращивать, например, пшеницу. Часть отравы, которой травили вредителей рапса, из почвы может перейти в зерно, ведь никто не контролирует почву.
      Так что при коррумпированной власти выращивание рапса создает непосредственную угрозу людям…

  2. АватарДаль

    У меня создалось впечатление, что пчёл больше нет в природе. Раньше идёшь по липовой аллее, так гул стоял как на взлётной полосе! А сколько пчёл слетались на яблоневый цвет? Где это всё? Погода конечно холодная, но в природе же они как-то выживали? Это же не первое такое похолодание в мае.

Добавить комментарий