Создатель частного музея в Туле поменял сторону баррикад
Улица Металлистов, дом № 6. Фото: МК в Туле
Пару недель назад туляк и организатор частного музея Михаил Симонович Шейнин создал петицию на портале change.org. Он рассказал, что тульская городская администрация через суд собирается изъять его квартиру, в которой размещена экспозиция, посвященная его семье и отцу – Симону Шейнину, оружейнику-конструктору.
«Прошу от администрации города Тулы отказаться от иска, перевести квартиру в нежилой фонд и наладить конструктивный диалог», — взывает создатель музея.
«МК в Туле» выяснил, что выступающий в роли жертвы Шейнин-младший — чиновник, отвечающий за охрану памятников, и в судах известен как человек, которому по силам самые зубодробительные дела. И совсем недавно он сам выселил из музея арендатора, который потерял и здание, и экспозицию, и надежду на сохранение памятника о своем предке.
Как чиновник с чиновниками судится
На стене здания – административная табличка, у таблички — входная дверь. За ней — лестница, прихожая с АГВ, вешалкой, ведром для бахил и микроскопической сувенирной лавочкой. Две комнаты по сторонам коридора — музей в честь тульского оружейника Шейнина-старшего. 22 квадратных метра с одной стороны, и примерно столько же – с другой. Пианино, витрины с семейными снимками и грамотами оружейника, печь, филимоновские игрушки. Во вторую комнату зайти нельзя, вход перегорожен столом. Но заглянуть и посмотреть, как жила тульская интеллигенция в СССР, можно. Жила скромно: кровать с панцирной сеткой, буфет, фарфоровая фигурка конькобежца на этажерке.
Из коллекции музея
Рядом с домом № 6 по ул. Металлистов стоит контейнер под строительный мусор. Соседнее здание занавешено, идет реконструкция. К 500-летию Тульского Кремля как начала строительства Большой Засечной черты работы ведутся стахановскими темпами, «пятилетка — за три дня». Совсем уже скоро здесь должен открыться Музейный квартал, амбициозный проект, под который выделены огромные и федеральные, и областные средства. Именно начало реконструкции стало отправным пунктом конфликта государственного с частным, городской администрации и Шейнина. Он, кроме того, что является потомком тульского оружейника, и создателем экспозиции, работает референтом в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия. А значит, осведомлен о множестве нюансов в рамках подготовки к празднованию 500-летия Кремля, и о средствах, выделенных на реконструкцию Музейного квартала. Может, даже в большей степени, чем его коллеги из городской администрации, подавшие в суд.
Хронология событий такова. До возникновения идеи Музейного квартала ул. Металлистов была проезжей, а здания, некогда считавшиеся элитным жильем (уже в XIX веке здесь был водопровод, телефон и канализация), к началу XXI века превратились в ветхие и аварийные.
Металлистов, 6, вид со двора
Одно из них обрушилось, и семьи пришлось экстренно переселять.
В 2017 году здание № 6 на ул. Металлистов было также признано аварийным, и его жильцов стали расселять. Выселили почти всех, но Михаил Шейнин отказался покидать помещение.
Вход в частный музей. Фото: МК в Туле
Его супруге, которая является владелицей квартиры, был предложен вариант для переселения – не в центре города, зато больший по площади: вместо 77.6 квадратных метров, из которых 49 – жилая площадь, власти предложили 82,4 квадратных метра.
«Мне предложили квартиру, в Левобережном, за магазином «Глобус», вторая линия, на первом этаже 14-этажного дома. Скажите пожалуйста! Если я прожил всю жизнь в центре? Надо мне эту квартиру? Мне ее не надо совершенно. У меня свой дом есть», — рассказывает об отвергнутом предложении городских властей Михаил Шейнин.
Жить нельзя, экскурсии — можно
Пока остальные жильцы дома № 6 собирали вещи и переезжали в другие дома Тулы, Шейнин принял нестандартное решение: там, где по закону жить нельзя, он открывает частный музей. Причем в тот момент, когда власти уже вложили значительные средства в расселение жильцов. То есть, в декабре 2019 года, два года спустя после признания дома аварийным.
«Мы музей зарегистрировали через юстицию, причем это частное учреждение культуры социальной направленности, которое может проводить мастер классы, и семинары, и прочее, некоммерческая организация, у нас все это прописано в уставе, в налоговую отправлено», — рассказывает Шейнин.
Как пояснил создатель одного из тульских частных музеев в регионе, создание ЧУК в аварийной квартире действительно возможно: ни юстиция, ни налоговая не интересуются состоянием помещения, в которое «вписывается» организация – лишь бы у создателя были правоустанавливающие на жилье документы.
Зная об этом, опытный юрист использует плацдарм музея для наступления на соседние территории: в планах Михаила Шейнина — увеличить площадь своей квартиры втрое, за счет квартир своих соседей.
«Там была купеческая спальня, там амурчики по потолку летают с крылышками. А учреждение культуры белевский «Музей пастилы» и два предпринимателя, Прусалов Юрий Викторович и его жена Матюшенко Оксана Адамовна, хотят остальное все забрать, [еще два корпуса дома, прим. ред.], и первый этаж у нас здесь. И освоить все это на предмет прянично-пастильной деятельности. И они имеют право безвозмездно и бессрочно получить помещения, и мы имеем. Я, прежде чем в устав писать новеллы я все состыковал со всем законодательством, я юрист профессиональный. У меня судебной практики 22 года, я адвокатом 6 лет отработал. Я знаю все эти заковыки», — делится планами Михаил Шейнин.
По отзывам некоторых посетителей частного музея, культурная составляющая музея «милая, но не очевидная».
«Не умаляя заслуг Симона Шейнина, хочу сказать, что, слава богу, в Туле таких оружейников – все Чулково, и пол-Заречья», — рассказал «МК в Туле» один из краеведов, автор множества книг о Туле и ее жителях, присутствовавший на открытии музея.
Посетившая помещение с проверкой прокуратура, сочла, что музейная деятельность создает реальную угрозу для жизни и здоровья посетителей.
В настоящее время городская администрация подала на супругу Шейнина, владелицу квартиры, в суд, чтобы изъять помещение. Как стало известно «МК в Туле», в планах городских властей – выставить помещение на торги. Главная сложность – содержание аварийного здания, ответственность за которое ложится на инвестора. Как это бывает, наглядно показывает другая история, где Шейнин был не жертвой – а карателем.
Музей оружейника-конструктора Симона Шейнина. Слева — хозяин экспозиции Михаил Шейнин
Профессионал в действии
В 2005 году Ольге Троицкой-Миркович была передана в аренду на 49 лет усадьба ее предка, генерала войны 1812 года Александра Мирковича. Женщина собрала экспозицию на 3000 предметов, которые были связаны с дворянским бытом XVIII-XIX вв.
У нее была договоренность с инвесторами, которые хотели вложиться в воссоздание усадьбы. Но из-за бесконечных тяжб с властями женщина годы топталась на месте: выписывала неизвестно откуда взявшихся в усадьбе жильцов, бесконечно межевала территорию. Отбивалась от штрафов, которые сыпались на нее из инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия.
«В судах я впервые и услышала фамилию Шейнин. Мне его представили как «бульдога», которого «спускают» в случае сложных дел. Юрист неоднократно приезжал в усадьбу в Николо-Жупани с проверками, не ставя меня в известность. Результатами проверок становились как предписания – к примеру, на неделю огородить усадьбу забором, так и штрафы. Когда выяснилось, что договор на аренду мною усадьбы составлен с ошибкой, делающей документ ничтожным, в суде я снова общалась с Шейниным. Он много мне крови попортил. У меня до сих пор штрафов на 800 тысяч», — вспоминает женщина, потерявшая и право на аренду, и свою экспозицию.
Конечно, судиться с пожилой женщиной, не имеющей 22 лет судебной практики гораздо проще, чем с тульской городской администрацией. Но возможно, опыт и в этот раз выручит Шейнина.
Или, все-таки, бумеранг вернется?
В настоящее время дело по иску городской администрации приостановлено в связи с назначением независимой экспертизы по оценке изымаемого имущества.
После проверки прокуратура города Тулы направила в суд исковое заявление в защиту прав неопределенного круга лиц с требованием запретить деятельность музея в помещении аварийного жилого фонда.
В целях сохранения предметов мебели, быта, личных вещей и оригиналов фотографий конца XIX – начала XX веков, принадлежащих оружейнику-конструктору Шейнину С.М., прокурором города главе города Тулы направлена информация об оказании содействия частному музею в оценке ценности представленной экспозиции, отнесении ее к Музейному Фонду РФ и возможности предоставления помещения для безопасной для посетителей демонстрации экспозиции.
Валентина Кривонос, «Московский комсомолец в Туле»
Хе хе блогер Мигалин иных не поддерживает
Шейнин на протяжении 18-19 годов все суды, которые инициировал против администрации, проиграл…
Причина тому — некачественные и заведомо бесперспективные иски…
Ну , конечно, особенная любовь судов к т.н. интересам органом местного самоуправления
Шейнин М.С. — Да не совсем так: от двух своих исков Администрация отказалась, просив оставить дело без рассмотрения. А потом, иски инициировал не я, а моя супруга, тоже юрист…
какой юрист — такие и иски
Валентина Кривонос! Стыдно так безграмотно во-первых писать и пользоваться лавочными слухами ОБС.
Явно заказная статья, в общую дуду. Ни грамма правды, одни сплетни
так в чём дело? Вы знаете всю правду, так и расскажите, в чем автор не права.
Неоднократно сталкивалась с Шейниным во время его » адвокатствования». Знаю его, как непорядочного человека, способного на подставы, фальсификации и провокации, даже в отношении коллег-адвокатов. Надеюсь, что ему за его дела воздастся!
СОгласен
«Не умаляя заслуг Симона Шейнина, хочу сказать, что, слава богу, в Туле таких оружейников – все Чулково, и пол-Заречья»
А немного ли музеев для Шейнина? Есть мемориальная доска на доме где он жил, на проспекте Ленина. В Туле таких оружейников полно. На каждом предприятии десятка два. Например, где музей Ганичева? Создателя «Града», «Урагана» и «Смерча»? Человек позаслуженнее был. И умер почти 40 лет назад…
Анониму.
Пусть Ганичеву делают музеи и мемориальные доски его потомки, сослуживцы и иные лица…
Кто им запрещает? Да никто!
а начет «…все Чулково, и пол-Заречья», пожалуйста, назовите фамилии и адреса и перечислите образцы, стоящие на вооружении и награды.
А потом поговорим!
О чем мы говорим…Пожалуйтесь в Израиль:»Холокост!» и кнессет отстегнет из бюджета пару миллионов долларов на ремонт.Фэнтэзи?Оставьте,пожалуйста.А кто центр «Халдей нешама» на углу Л.Толстого и Свободы одноэтажной Туле подарил.Сравните с домом губернатора ,который сикось-накось.Ну? а какую передачу в защиту Шейнина наш кадр Щеглов организовал.а то так Ивана защитит? Так что Сидите и не рыпайтесь.