5 лет назад более 40% россиян сказали «нет» тексту Основного закона
Самым часто встречающимся словом в документе является вовсе не «народ», который по тексту Основного закона является единственным легитимным источником власти в стране, а слово… «президент»
На фото: Юрий Болдырев
12 декабря исполняется четверть века с момента принятия нового российского Основного закона, который был срочно переписан после трагических событий октября 1993 года и стал с тех пор определяющим в жизни страны. Последние изменения в Конституцию были внесены в 2014 году и касались не только правок в связи с возвращением Крыма и Севастополя в состав России, но и, например, с введением «президентской квоты» по избранию сенаторов, о чем мало кто уже помнит.
Корреспондент Накануне.RU поговорил с политическим деятелем, экс-зампредом Счетной палаты РФ Юрием Болдыревым, который с начала 90-х принимал активное участие в политическом процессе, был и остается, кстати, ярым противником существующего документа под названием «Конституция».
Для начала просто несколько общеизвестных фактов, над которыми, разумеется, мало кто из обывателей склонен задумываться и которые, между тем, имеют решающее значение для характеристики собственно Конституции. Во-первых, как подсчитано, самым часто встречающимся словом в документе является вовсе не «народ», который по тексту Основного закона является единственным легитимным источником власти в стране, а слово… «президент».
Выводы из данного факта каждый может, что называется, сделать самостоятельно, благо, опять же, не особым секретом является то, что Россию считают «президентской» республикой взамен декларируемой в Конституции формулировки «демократическое федеративное правовое государство». Сам текст был в срочном порядке выработан в ходе заседаний особого Конституционного совещания в октябре – ноябре 1993 года, в одном из интервью покойный президент Борис Ельцин заявлял, что окончательный текст им был подписан 8 ноября того же года.
Против предложенного и опубликованного текста Конституции выступила КПРФ, с отдельными пунктами выражал несогласие Владимир Жириновский, подверг резкой критике и отверг текст Конституционный суд Башкирии. Вообще, надо сказать, существовавший в то время так называемый «красный пояс» регионов представлял собой реальную (и мощную) оппозицию Кремлю, президенту и его сторонникам и в этих самых регионах России находились самый ярые противники Конституции. Региональные власти тогдашних Татарстана и Чечни фактически выступили за бойкот голосования по Основному закону, голосование в этих республиках проходило лишь на отдельных участках, словом, угроза дальнейшего распада страны и нового издания «парада суверенитетов» теперь уже в России – совсем не выдумка пропагандистов.
Владимир Путин, Борис Ельцин, Конституция РФ(2018)|Фото: cont.ws
Тем не менее, в ходе всенародного голосования 12 декабря, по официальным данным, за предложенную Конституцию проголосовало 58,43% пришедших на выборы и референдум, против также было очень и очень много – 41,57%. В абсолютных цифрах это соответственно почти 33 и 23,5 млн человек, что отражало остроту текущего момента и «развилку», на которой стояла страна после кровавой бани «Черного октября» и расстрела Верховного Совета. В этот же день страна впервые голосовала на выборах депутатов Государственной думы и депутатов Совета Федерации (да-да, первоначально их избирали, а не назначали).
Юрий Болдырев рассказал Накануне.RU, что не так с Конституцией, 25-летие которой отмечается сегодня, и нужны ли ей изменения.
– Вы, насколько известно, были в 1993 году одним из самых ярких противников принятия Конституции, почему?
– Да, тогда я шел на выборы депутата Совета Федерации от Санкт-Петербурга, и всем, даже собственным сторонникам, говорил: если вы собираетесь голосовать за представленный текст Основного закона, не голосуйте за меня! Потому что я не хотел идти в верхнюю палату парламента со «связанными» руками, что вытекало из текста Конституции. Сейчас, в эпоху интернета, ролики, в том числе с моих предвыборных дебатов, доступны в Сети. Аргументация и мои споры с тем же Шахраем (Сергей Шахрай, один из авторов Конституции 1993 года, в то время – председатель госкомитета по делам Федерации и национальностей, – прим.) можно посмотреть, все, что я тогда говорил и о чем предупреждал, к сожалению, было реализовано.
– Что вызывало ваше неприятие?
– Главное, наверное, положение, которое я пытался отстоять – контроль общества за властью, за властными структурами. Сильное государство не может существовать вне контроля со стороны общества, его структур. Что не удалось закрепить тогда и плоды чего мы вынуждены пожинать даже сегодня. Принятие Конституции в том виде 25 лет назад просто развязало руки определенным лицам и силам для разграбления богатств великой страны. Что происходит и по сей день, но началось все именно тогда.
– То есть принятие Конституции открыло дорогу приватизации и залоговым аукционам?
– Не только, поначалу, сейчас мало кто уже помнит об этом, сразу же были реализованы соглашения о так называемом «разделе продукции» (СРП). Практически сразу мы пришли к «урановой сделке» с США, в результате продажи низкообогащенного урана страна буквально за копейки лишилась запасов ценного стратегического сырья. И так далее.
Возникает чувство, что принятие той Конституции было частью какой-то сделки между стоявшими тогда у власти в России и их «партнерами» в лице коллективного Запада, прежде всего, конечно, из США. По утвержденному Основному закону стало возможно функционирование «вертикали власти» и бесконтрольное разграбление богатств страны, манипуляции общественным мнением и все остальные «удовольствия»…
Гайдар, приватизация(2015)|Фото:kprf.ru/roscrisis
– А что вы скажите насчет периодически возникающих предложений по изменению Конституции? Даже вот председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин что-то такое время от времени заявляет, правда, говорит о «точечных» правках в Конституцию и говорит весьма осторожно.
– Я на одном из мероприятий уже высказывал претензии в адрес работы Конституционного суда и предложений лично Зорькина. В этом смысле для меня ничего не изменилось – позиция мне, мягко говоря, непонятна. Даже если посмотреть на обращения в КС и реакцию судей на тот или иной запрос, чаще всего возникает странное ощущение. Ответы расплывчаты и бессмысленны. Нет, Конституция не нарушена, потому что отдельные ее положения были неправильно истолкованы самими обратившимися, и так далее. В общем, мне сложно что-то еще добавить к этому.
– Так что можно предложить для исправления ситуации – менять Конституцию?
– Вернемся к тому, с чего начали говорить – необходим контроль общества над государством, без этого любой текст оказывается нерабочим и нефункциональным.
***
Остается добавить, что на фоне время от времени возникающих разговоров о неминуемой якобы в ближайшее время «конституционной реформе», которая позволит обеспечить безболезненный «транзит власти», Кремль всячески дистанцируется и открещивается от подобных разговоров. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в октябре прямо заявил, что «никакой работы в этом плане (изменения Конституции) не ведется».
Денис Лузин, «Накануне.RU»
Единственным легитимным источником власти в стране является Народ. Следовательно только Народ (на прямых выборах) может давать «мандат» на власть в представительные (депутаты) и исполнительные органы (губернаторы и главы). Лица, не избираемые напрямую Народом НЕ ЛЕГИТИМНЫ, — как нынешний Совет Федерации и частично Думы разного уровня.
Да, в 90-е годы во власти еще встречались порядочные люди, но руководили недолго.
И это Болдырев, который все 90-е просидел в Счетной палате? Как же дожили с нехорошими до настоящего времени? Или просто не бывает детских понятий — плохой и хороший, все разноцветные.
Вам не должно составить труда внимательнее посмотреть, на каких постах находился Болдырев в 90-е. В Счетной палате он с 1995 г. О его деятельности в СП тоже много известно:
Участвовал в выявлении притворности «кредитно-залоговых аукционов» и затем обращался к Генеральному прокурору с требованием их расторжения (1995—1997 гг.) Выступал противником Европейской энергетической хартии (Счётная палата дала отрицательное заключение, 1997 год) и принятия закона о Центральном банке как субъекте с «особым статусом» (1995 г.), бесконтрольности ЦБ и безнаказанности его руководства (1995—2000 гг.). Организовывал от имени Счётной палаты судебный процесс против необоснованного засекречивания результатов проверки ЦБ (1999 г.). Предал огласке факты масштабнейшего разграбления бюджета (в том числе треть федерального бюджета 1995 года через механизм противозаконных «компенсаций» в связи с отменой Парламентом изначально противозаконных льгот по ввозу в страну спиртного и сигарет…
Кстати, я использовал слово «порядочный», а не «хороший»;)
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.