Войти   Регистрация

Бежин луг стал болотом

Про ревность и соперничество тульских и орловских музейщиков

К юбилею писателя «Огонек» отправился по тургеневским местам

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

К мемориальным деревьям в парке усадьбы Спасское-Лутовиново приделаны номерки. Вот липа номер 41, вот 42-я, всего исторических растений более тысячи. Дупла в них цементируют и заделывают жестью. За сохранностью следит десяток садовников, ведь парк действительно застал Тургенева…

— Если хотите посмотреть, как живут крестьяне в тургеневских местах, лучше поезжайте в «Бежин луг»,— честно советуют в экскурсионном отделе.

Так называется альтернативный музей писателя, который с недавних пор работает в селе Красное Тургенево в 3 километрах от того самого луга. Если Спасское-Лутовиново — имение матери Ивана Сергеевича, то Тургенево принадлежало его отцу, а потом брату. Расстояние между ними всего 13 км, но это уже не Орловская, а Тульская область, отсюда конкуренция.

«Бежин луг»

Природа в тургеневских местах по-прежнему потрясающая
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Кому случится преодолеть эти 13 км, того, вероятно, поразит различие между тургеневскими музеями. Тульский невелик штатом (всего 4,5 ставки), ютится в одном здании, и асфальт к нему тянется старенький и побитый. Орловский асфальт гладок и ровен, а музейщик обитает в просторных административных корпусах и держит семь лошадей для катания туристов и оживления парка. Туляки только на прошлой неделе к 200-летию Тургенева завели гнедую кобылу по кличке Харибда.

Три года назад музей повысили с районного до областного. И в канун тургеневского юбилея к его обустройству подключилась вся Тульская область. Так, губернатор Дюмин купил на аукционе и передал музею письмо Тургенева дочери. Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова, которое в обычное время разрабатывает высокоточное оружие, построило беседку, помогло с ремонтом каретного сарая и подарило генератор. Косогорский металлургический завод установил лавочки и урны. Дорожное эксплуатационное предприятие № 91 заасфальтировало музейную автостоянку. А директор тульского торгового центра «Гостиный Двор» Рафик Папян оплатил установку нового памятника Тургеневу.

Впрочем, вся эта альтернативная тургеневская повестка зародилась гораздо раньше — в 1980 году. Когда комсомольский активист Чернского района Тульской области Виктор Волков попал в автокатастрофу, заработал инвалидность и с перспективной должности секретаря райкома по идеологии был переведен на культурную работу.

— Это была натуральная ссылка. Клубы разваливались, особенно после того, как горожане на уборку урожая приедут. Работники культуры с четырьмя классами образования: бывшие конюхи и скотники,— вспоминает Виктор Волков.— Вот я и начал думать, что тут можно сделать. Ведь у нас уйма знаменитых земляков. Взять того же Тургенева — он был дворянином Чернского уезда. А нам все говорят: Спасское-Лутовиново, Спасское-Лутовиново. А еще у нас усадьба Льва Толстого — Никольское-Вяземское, усадьба Дельвига, родина исследователя Арктики Скуратова, родовое имение Сухово-Кобылина, дом Суворина.

Виктор Волков повел дело умно. Прежде чем бросить вызов Спасскому-Лутовинову и Ясной Поляне, открыл музей менее известного, но более влиятельного земляка — председателя Госплана Николая Вознесенского. В Госплане еще оставались ученики Вознесенского, которые после этого охотно поддерживали начинания молодого культработника.

Уже в 1983 году отреставрировали толстовскую усадьбу. А на Бежином лугу впервые провели фестиваль «Тургеневское лето» с театральными сценами, конями, кострами и мальчиками, одним из которых был, кстати, нынешний глава района Валерий Белошицкий.

Когда-то примерно здесь находилась деревня Колотовка, где лирический герой рассказа «Певцы» наблюдал певческое состязание
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— И вот представляете, я привожу туда писателей и телевизионщиков, делаю настоящее событие. А директор Спасского-Лутовинова обращается со всем этим в правительство, ему повышают категорию музея и добавляют 40 единиц штата! — возмущается Виктор Волков.— В какой-то момент они хотели даже отобрать у нас восемь тургеневских населенных пунктов в пользу Орловской области!

Но Виктор Волков территорию отстоял, победил в аппаратной борьбе и в последние годы советской власти возглавил район. Тут уже музеефикация приобрела грандиозный масштаб. Музеев в окрестностях Черни стало семь, считая музей станции Скуратово и бронепоезд-музей.

— В Тульском областном управлении культуры мне говорили, что для музеев просто нет экспонатов. Тогда я отправил культработников по домам искать исторические вещи. Ведь когда громили барские усадьбы, каждый что-то тащил себе. Вот и находили у кого стул, у кого часы, у кого ложки-поварешки. Собрали в итоге больше 500 предметов,— хвалится Виктор Волков.

Для тургеневского музея нашли, правда, только три прикроватные тумбочки. Остальные экспонаты пришлось добирать по дальним родным Ивана Сергеевича. Сейчас в витринах выставлены, например, личные вещи родственников жены старшего брата писателя.

Может, поэтому открыть музей удалось только в 2003 году, когда Виктор Волков после долгой паузы по второму разу стал главой района. Другая проблема была в том, что усадьбу Тургеневых в советское время не просто снесли, но еще и построили на ее месте школу.

Выход был найден изящный — музеем стало стоящее поодаль здание бумажной фабрики Тургеневых. Однажды, когда производство временно не работало, писатель прогостил там несколько месяцев и даже написал рассказы «Свидание» и «Певцы». Кстати, сама эта фабрика у Тургенева упоминается в «Бежином луге» — именно там, по рассказу мальчиков, они видели домового.

Да что там здание, экскурсовод музея Светлана — родня одного из тех мальчиков.

— Там есть такой персонаж Ивашка Сухоруков. Муж мой из тех Сухоруковых. И у них из поколения в поколение передавалась история, что, мол, предок ребенком сидел у костра и видел Тургенева.

Вячеслав Николаевич Каратаев

Желтое здание с зеленой крышей — это «Бежин луг», альтернативный тургеневский музей на тульской земле
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Я Тургенева люблю, потому что он был охотником, а охота — это как хорошая поэзия. Тут надо уметь слышать, как лес поет,— рассуждает сторож музея «Бежин луг» Вячеслав Каратаев.— Охота сейчас в этих краях не хуже, чем при Тургеневе была. Дом у меня возле самого леса стоит. Там кулики и вальдшнепы летом как бабочки порхают.

В «Записках охотника» фигурирует Петр Петрович Каратаев, разорившийся мелкий помещик, однофамилец Вячеслава Николаевича. А может, даже родственник — в этих местах полно Каратаевых высокого, низкого и смешанного происхождения. Впрочем, Вячеслав Николаевич мог бы и сам стать тургеневским персонажем. Одно время он был главой сельсовета, но, не сработавшись с районными начальниками, подался в сторожа. Он обошел с ружьем все окрестные леса и знает их по именам. Вот, например, лес Буян, а это — Красный клин.

Вячеслав Каратаев берется проводить нас на сам Бежин луг.

— Экскурсоводы тут все неправильно рассказывают,— объясняет сторож.— Они, например, не знают, с какой стороны Тургенев сюда подошел. А я знаю. Он пишет, что со стороны обрыва, а обрыв раньше был вон там, где в старину камень добывали. Вниз нам спускаться не стоит, там сейчас заболочено.

Увы, самый знаменитый луг русской литературы постепенно превращается в болото. Говорят, это оттого, что лошадей не стало.

— Предлагали мы Спасскому-Лутовинову сообща сделать рекультивацию Бежина луга, но они отказались,— сетует Виктор Волков.— У нас с ними вообще отношения плохо складываются. Говорим: давайте церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Тургенево вместе восстанавливать — нет. Дорогу между усадьбами нормальную сделаем — тоже нет.

Так что пройти от одного тургеневского дома до другого можно только пешком, как делал сам писатель. И живут музеи каждый сам по себе. В Спасском-Лутовиново бывает до 40 автобусов в день. В Тургенево — в разы меньше…

Полная версия: Никита Аронов, «Огонек»

10615140cookie-checkБежин луг стал болотом
 

Комментарии

  1. АватарСам ел.

    Странно гражданину Волкову рассказывать, какой он деятель и почему то забыл о В.В.Савощенко. Без него он не кто. Жаль, что уже через два года стали забывать Владимира Владимировича. А много чего он помог построить в нашем регионе.

    1. АватарПенсионер

      А вот это в точку! Если бы не Тульское отделение МЖД плюс к этому начальник СМП , зам.губернатора, гл.инженер Тульского отделения МЖД, В,В. Савощенко, что бы Волков сделал. А так В.В., ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ тебе, много ты для Тульского региона сделал. А то, что забыли… не думаю. Мы помним!

  2. АватарFreza

    В этой статейке всё с ног на голову поставлено, абсолютно безграмотная писанина, под трели Волкова, что-то делали-делали столько лет Волков и кампания, и ничего не сделали для музея, и только Ольга Николаевна Орловская с Дмитриевой и Зайцевым начали реально создавать музей.

  3. АватарПенсионер

    А вот это в точку! Если бы не Тульское отделение МЖД плюс к этому начальник СМП , зам.губернатора, гл.инженер Тульского отделения МЖД, В,В. Савощенко, что бы Волков сделал. А так В.В., ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ тебе, много ты для Тульского региона сделал. А то, что забыли… не думаю. Мы помним!

Добавить комментарий