Новый пистолет от «Калашникова» имеет ряд преимуществ, однако заменить ПМ ему пока не по зубам
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Очередное сообщение СМИ прогремело залпом: русскую стрелковую «классику» пистолет Макарова (ПМ) всерьез решили заменить. И вновь старый добрый «Макар» вынужден отстреливаться от наседающих новинок. Сначала потягаться со стариком ПМ пробовал ярыгинский «Грач», но вышло не очень. После за дело взялся «Калашников» со своим «ПЛ-14». И вот теперь к стрелковому барьеру подоспела разработка ЦНИИТочмаша. Генеральный директор предприятия Альберт Баков недвусмысленно дал понять — новинка его инженеров замахнулась на «святое» — сместить ПМ с оружейных полок всех ведомств и структур — от охранников ФСИНа, до армейского спецназа. Пока главным претендентом на рокировку в кобурах реально претендует пистолет Лебедева ПЛ-14/15 концерна «Калашников».
Способен ли зубастый, в новомодном исполнении «Лебедев» «перестрелять» на вершине пистолетного Олимпа отполированного тысячами пальцев «Макарова»?
В армии пистолет Макарова основное оружие офицера.
© mil.ru
Великий и ужасный «дед «Макар»»
Пистолет Макарова — это даже не эпоха, а целая эра в легком стрелковом вооружении России. Вообще автоматический пистолет в нашей стране очень живуч. «Тульский Токарева», ветеран Великой Отечественной, гремел и много после. Часто не по своей воле. Так, в 1990-е ТТ стал излюбленным «стволом» всякого криминального сброда. За надежность и простоту. Пистолет Стечкина всегда был по одну сторону баррикад — в кобуре спецназа он часто оставался основным и последним аргументом против террора и беззакония. Но главной пистолетной «классикой» на страже родины был и остался ПМ, или просто — «Макаров».
Новичка с простенькой гравировкой на затворе «ПМ» мир узнал в 1951 году. Правда, день рождения легенды задался не сразу. Быстро нашлись доброхоты, которые обрушились на конструкторов с обвинениями — ПМ якобы точная копия немецкого «Вальтера ПП», чертежи которого были найдены в 1945-м в немецком КБ городка Целла-Мелис. Даже патрон и тот от немецкого «ганса» — 9 на 18 мм.
Впрочем, конструкторы «в отказ» идти не стали. Признались: да, германский «Вальтер» отчасти прототип, ведь на тот момент «немец» был в числе лучших. Но ПМ — это шаг вперед. В качестве серьезного довода — количество деталей в пистолете. В русском «Макарове» их 29 против 50 в гансовском дяде «Вальтере».
И все же скептики продолжали высмеивать новинку. «Он годится лишь на то, чтобы застрелиться», — язвили они, намекая на малую дальность эффективной стрельбы, которая по паспорту всего 50 метров.
Впрочем, многочисленные конфликты и «горячие точки», буквально накрывшие планету после Второй мировой, заставили критиканов «Макарова» втянуть свои злые языки обратно. Корея, Вьетнам, десятки мелких конфликтов в Африке и Южной Америке, Афганистан, Карабах, Приднестровье, обе Чечни, Абхазия… Фактически нет ни одного конфликта, где бы не «засветился» «макарыч». И проявлял он себя отлично. Там, где в немощи расписывались «Беретты», «Кольты» и «Глоки», «Макаров» работал и работал: в пыли, снегу, воде и грязи он бил безотказно. А ведь ПМ подмога и в мирной жизни — МВД Советов и России пока свою службу видят только с «Макаровым».
В МВД службу видят только с «Макаровым».
© РИА Новости.
Мастер спорта по офицерскому многоборью полковник Александр Ямпольский в одном из интервью вспоминал:
— ПМ — отличная боевая машина, в хороших руках он способен показывать высокую точность.
Правда, воин и спортсмен приписывает русскому «стволу» и некоторый мистицизм.
— «Макаров» не сразу ложится в руку, капризничает и любит только одного хозяина, — продолжает Ямпольский. — К нему нужно привыкать на многочисленных стрельбах. Однажды на соревнованиях мне пришлось стрелять из чужого пистолета, результат был просто плачевным — практически все пули ушли в «молоко». Но вскоре приноровился и, вуаля, отстрелялся только на «отлично».
Так что сделало ПМ, который и спустя 70 лет все еще в кобурах армии, спецназа, полицейского и рядового фсиновца, легендой? Ответ — феноменальная надежность. Паспортная гарантийка ресурса ствола в 4.000 выстрелов — курам на смех. Какой пистолет сегодня ни возьми — наверняка там настрел уже десятикратно выше. Казалось бы, затасканный тысячами выстрелов спусковой механизм должен отказать. Но он продолжает работать так, что швейцарским часовщикам впору испытывать лютую зависть.
Однако недостаточная точность и сравнительно низкий старт пули при выстреле — действительно крупный недостаток «старичка». Особенно заметно он проявился в 1990-х. Тогда бандитам в бронежилетах пуля «Макарыча» оказалась, словно дробина слону.
Решение быстро нашли в Туле — конструкторы предложили на случай запакованных в броню гангстеров «а-ля рюс» специальный бронебойный патрон 7Н25 ПБМ. Увеличенный пороховой заряд в паре с высокоуглеродистым сердечником, если не сдул бандитов с русских улиц, то проредил их ряды серьезно. Теперь оперативника с ПМ вновь боятся и «возражать» не спешат.
«Макаров» в ГДР выпускался под именем Pistole M.
© flickr.com
Любопытный факт — слава безотказного и неприхотливого «Макарова» так сильно гремела в бывшем соцлагере, что его охотно производили по лицензии. Впрочем, полисмены капстран на латиницу «Makarov» частенько пускали слюну. Ирония судьбы: в уже объединенной Германии при упоминании патрона 9 на 18 вспоминают не «Вальтер ПП», а именно «Макаров», пусть и под именем Pistole M.
Пистолет Лебедева — «убийца «Макарова»»?
Пистолет Лебедева ПЛ-14/15 в сравнении с «Макаровым» — младенец. Впервые перед широкой публикой он предстал на дебютном форуме «Армия-2015». Разработчик — знаменитый концерн-гигант «Калашников». «Папа» — Дмитрий Лебедев, ученик легендарного конструктора спортивного оружия Ефима Хайдурова. Он-то и привнес некоторую спортивную эргономику пистолету: удобная рукоять, комфортная развесовка, легкость момента прицела. В этом мастеру-оружейнику помогал и чемпион России по практической стрельбе Андрей Кирисенко.
«Папа» ПЛ-14/15 — конструктор Дмитрий Лебедев.
© kalashnikov.media
Впрочем, спортивный «закос» под бдительным взором силовиков разного ранга и калибра не дал увести ствол в сторону. Истинная цель — создание боевого пистолета для армии, спецслужб и полиции — была достигнута.
Итак, с чем пришло лебедевское детище к стрелковому барьеру?
Пистолет Лебедева ЛП-14/15 от «Калашникова» даже на вид — боец грозный. Резкие очертания затвора, стремительная форма выдает в нем агрессивного бойца. Новомодная планка пиккатини дает возможность «обвеситься» дополнительными примочками: тактическим фонарем и лазерным целеуказателем и дальномером. Всего этого, понятно, «Макарыч» лишен, из «допа» — только глушитель ПБС. Прицел — открытый и нерегулируемый.
Эргономика и безопасность тоже на высоте. Рамка пистолета выполнена из алюминиевого сплава, возможно применение ударопрочного полимера или композита. Форма рукоятки оружия обеспечивает удобный и естественный хват пистолета, при этом максимальная толщина рукоятки равна всего 28 миллиметрам. Так что «садить с двух рук», как в голливудских боевиках, — вполне доступная опция.
При этом, чтобы взвести затвор на новом пистолете Лебедева-«Калашникова», не надо прилагать массу усилий. Затворная рама хорошо поддается при минимальной «напруге» и из любого положения! Для этого специальные насечки нанесены на затворную раму как впереди, так и сзади, ближе к стрелку. Предохранитель и кнопку сброса магазина конструкторы пистолета разместили на корпусе так, чтобы стрелок и одним большим пальцем мог ими манипулировать.
Основные характеристики ПЛ.
© kalashnikov.media
Автоматика ПЛ-14/15 — идущий за счет отдачи затвор, сцепленный со стволом. Отработанная гильза «отстреливается» через специальное окошко.
Ударно-спусковой механизм — скрытый в корпусе курок с инерционным ударником. «Отстрел» ведется в режиме самовзвода для каждого выстрела. При этом усилие спуска — не больше четырех килограммов. Для удобства есть ручной предохранитель.
В сравнении с «Макаровым» лебедевский пистолет имеет одну маленькую, но очень полезную функцию — указатель наличия патрона в патроннике. Сомневаешься, заряжен ли, — смотри на задний торец. Если выступает буковка, значит, 9 граммов свинца готовы к бою. Впрочем, можно обойтись и без этого — механизм предусматривает работу «на ощупь».
Еще один неоспоримый плюс ПЛ перед «старичком» ПМ — количество патронов в магазине. В лебедевском пистолете двухрядный коробок в 15 «маслинок», а в «Макарове» — восемь.
С ресурсом ствола разработчик решил не мелочиться — 10 тысяч для бронебойного и 20 тысяч для обычного патрона. Показатель достойный, но на рекорд не тянет. Тут с «Макарычем» паритет.
Пистолет «заточен» под патрон 9х19. Причем в ход можно пустить любой: от спортивного до супербронебойного варианта, крушащего бронежилет защиты класса 6А. А вот здесь «Макаров» безбожно отстает. Его пуля, даже усиленная порохом и новыми сплавами, близко не подберется к такому результату.
В итоге и слепому очевидно — пистолет Макарова уступает пистолету Лебедева. В некоторых позициях (бронебойность и точность) — очень сильно. Так что осторожно предположим: ПЛ-14/15 по «паспорту» вполне может стать хорошей заменой «Макарова». Тем более что у новенького пистолета великолепная наследственность — концерн имени великого Калашникова.
На выставках новый ПЛ-14/15 привлекает даже детей.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Дожить до ста и старше
Каким должен быть массовый боевой пистолет в армии? Мощным, точным, в меру скорострельным и удобным. Плюс патрон к нему должен быть распространенный. Не будем откидывать и фактор магазина — большая емкость в ближнем огнестрельном «клинче» лишней не будет никогда.
Но все это может скатиться на «нет», если пистолет ненадежный. Песок, зной, вода, грязь — он везде должен работать. Особую актуальность для России имеет холод — расширение российской военной группировки в Арктике диктует особые условия к «стрелковке».
Все это есть в новеньком и модном пистолете Лебедева ПЛ-14/15. Кстати, в армии и в МВД его очень ждут — больно характеристики многообещающие. Да и руководители концерна «Калашников» понимают — тянуть с пистолетом им не с руки. Еще в 2016-м они обещали лебедевский пистолет ПЛ-14/15 пустить «в серию». Однако до сих пор внятного количества мини-«Калашникова» ни в МВД, ни в ФСБ, ни в армии мы пока не наблюдаем.
Впрочем, конкурент ЦНИИТочмаш, замахнувшийся на очередного «убийцу «Макарова»», возможно, поможет и «калашниковцам». На правах конкуренции даст тот самый толчок, чтобы конструкторы все-таки довели «до ума» неплохой образец пистолета.
Но хватит ли у обоих сил сместить с оружейных полок легендарный ПМ? А пока концерны «бодаются» в маркетинговой схватке, старый добрый пистолет «Макарова», готовый разменять уже восьмой десяток, продолжает исправно служить. Может быть, дождемся и столетнего юбилея старика «Макарыча», все еще незаменимого?
Максим Кисляков, еженедельник «Звезда»
Чтобы делать новые пистолеты, надо научиться делать новых конструкторов и новые металлообрабатывающие станки. Это как минимум. А станкостроение у нас давно упразднили за «нерыночностью». Скоро Греф и образование физико-математическое упразднит.
Лучше ПМ нет!!! А свой 15 зарядный кусок говна с пикатинни пусть вставит то место, от куда оно родилось!
С ПМ может соревноваться только Стечкин. А массово — при полной разборке — не больше 29-32 деталей, и того же качества, что в ПМ. И без пикатинни.
Концерну «Калашников» — лучше создайте пистолет-автомат из АК. Слабо?
А как же ГШ?
Пистолет в ближайшее время заменить вряд ли получится, т.к.
1) Непонятно куда девать те 5-10 млн экземпляров которые сделали, которыми пользуются и которые лежат на складах. Если к железке хорошо относится, то она вполне прослужит 100 лет
2) На массовый выпуск пистолета нужна куча бабла.
Менять будут, но постепенно. Скорее всего по мере того, как будут списываться ПМ.