По закону, отнимать птах у живодёров — самоуправство
Боятся ли браконьеры полиции, и почему лесным птицам в Туле в этом году несказанно «повезло»?
«Подержи-ка птичку!»
До переезда в Тулу я знать не знала об этой странной народной традиции — выпускать птиц на Благовещение. Каким-то непонятным путём этот «обряд» отпускания птиц связали с христианством. Якобы, когда человек выпускает из своих рук птицу, ему в тот же момент «отпускаются» накопленные грехи.
Конечно же, никакого отношения этот несусветный акт к православию не имеет. Однако такая «традиция» выгодна браконьерам: ежегодно они вылавливают сотни птиц из лесов. Держат птах по несколько недель в тесных клетках, голодными, предварительно обрезав им крылья.
Крылья обрезают, чтоб птица не могла улететь — тогда её, упавшую рядом, можно будет продать несколько раз.
Затем, 7 апреля, выносят клетки на улицы — продавать птичек людям, желающим «избавиться от своих грехов». Для переноски пернатых используются любые контейнеры: клетки, коробки, даже банки (!) — лишь бы побольше «штук» влезло. Прохожие, в свою очередь, бездумно покупают у торговцев измученных, раненых птиц, чаще всего заражённых друг от друга разными заболеваниями. Так же бездумно передают этих птиц в руки своим счастливым детям: «Подержи-ка птичку!» Ребёнок выпускает пернатого из рук. А что дальше?
Дальше птица либо попадает под колёса автомобиля на проезжей части, либо сидит на ближайшем дереве, пока совсем не ослабеет. Чаще всего это маленькое существо просто падает от бессилия в двух метрах от покупателей. Если птица ещё не погибла, торговцы могут её подобрать и не раз продать. Кошмар продолжается для измученной птицы до тех пор, пока она не погибнет.
Цена двух маленьких жизней
Уже более 10 лет Табрис помогает в Туле на Благовещение тем, кто не может попросить помощи — лесным птицам. Около 6 лет назад к ней присоединился Арсений. Кого удается спасти, тех ребята выхаживают, лечат, затем выпускают в лес за городом.
С Табрис и Арсением мы встретились в полдень у Покровского храма (улица Калинина, 10А), чтобы обойти близлежащие территории на предмет — а есть ли тут торговцы крылатым товаром. <…> Ходим вокруг храма. Табрис делится воспоминаниями об ужасах, которые происходили на праздники в прошлые годы:
— Мы сейчас ездили к храму Дмитрия Солунского, около кладбища — там тоже никого нет. В прошлые годы был случай, когда птиц просто запихивали в трёхлитровые банки, прямо в них и продавали! Было время, когда «Охотнадзор» совсем не волновала эта ситуация. Году в 2003-м, наверное, мы просто собирали мёртвых птиц с обочин. Порядка 80-ти птичьих трупиков… Я тогда жила около Всехсвятской церкви — браконьеры с клетками стояли вдоль всего забора церкви. Мы тогда ничего не снимали, да и телефонов с камерами не было. Раньше продавцы были наглее, а сейчас их запугали этой шумихой. Нам говорили: «Что вы! Штраф 5000 рублей, нельзя продавать!». На самом деле, штраф за торговлю лесными птицами — только 500 рублей. Это всего лишь цена двух проданных птиц…
Мы открыли в телефоне карту церквей и решили ездить по всем. Следующий пункт — храм Двенадцати Апостолов на Оборонной.
Отнимать птиц у браконьеров — самоуправство!
Мы прошли мимо храма до онкологического диспансера. Арсений прислушивался, нет ли птиц в багажниках автомобилей, припаркованных вдоль дороги. Ничего не обнаружив, поворачиваем назад, идём по направлению трамвайных путей.
— Ещё был год, когда Благовещение выдалось очень холодным, — вспоминает Табрис. — В низине на Всехсвятском кладбище лежал снег. Я и моя подруга Маша собирали там замёрзших птиц, которые не могли улететь куда-то ещё… На нас ещё тогда орали продавцы: «Чего подбираешь?! Ты за неё не платила!». Нам тогда даже в голову не приходило обращаться в полицию. Уже в 2009-м году мы нашли Елену Смирнову из Министерства природы, которая связала нас с «Охотнадзором».
Из-за того, что в этом году Благовещение совпало с кануном Пасхи, около церквей так много полиции. Это очень хорошо!
В прошлом году мы умоляли поставить, но прокурор по охране природы сказала: «У нас что ли дел нет?!» И акцентировала внимание на том, чтобы мы не занимались самоуправством. Короче говоря, нас просто послали. Но в этом году в «Охотнадзоре» сказали, что будут ездить, проверять.<…>
«Мы отпустили — а он не смог улететь…»
Вдоль тротуара, ведущего к храму Двенадцати Святых Апостолов на улице Оборонной, стоят припаркованные машины с торговцами птиц.
— Берите! На любой вкус!— кричат продавцы.
Голуби. Несколько клеток красивейших голубей. К сожалению, просто так подойти и отнять голубей нельзя — они являются собственностью хозяина. У самых ворот мы наткнулись на ребят в оранжевых жилетах — волонтёры из организации «Волонтёр-71». Я подошла к ним и поинтересовалась, что происходило у ворот церкви с утра, и что вообще ребята тут делают.
— С утра были птичники — и с дикими птицами, и с голубями. С дикими — уже разошлись, а те, что с голубями — вернулись. Стоят теперь вдоль тротуара, — волонтёр Елена махнула рукой в сторону тротуара.
— В десять утра всё было уставлено клетками с лесными птицами, — рассказывает волонтёр Антон. — Были и голуби, которые покружатся тут и возвращаются. Вот (показывает на полицейского) стоит товарищ старший сержант. Он вызвал наряд. Птичников оштрафовали. Чем здесь занимаемся мы? Смысл нашей акции — привлечь внимание обывателя к проблеме. К тому, что погибают птицы, а люди на этом нагло наживаются. Раздаём прохожим вместо живых птиц — бумажных журавликов и листовки.
— Рассказываем случаи из жизни, которые мы наблюдали прямо здесь: как голубей выпускают и те летят прямо на проезжую часть, попадают под колёса автомобилей, — Елену переполняют эмоции. — Люди нам рассказывают такие же истории. Мол, «да, мы тоже купили, отпустили, а он полетел на дорогу, сел на машину, не мог улететь дальше». Люди всё это сами видят и осознают. Печально, что многие торопятся и даже не останавливаются, отмахиваясь от листовок. Но есть и те, кто настроен позитивно, благодарят.<…>
«Если бы не Пасха, всем было бы плевать»
Наш последний пункт — Богородичный Щегловский мужской монастырь на улице Лизы Чайкиной. Подъезжаем, и Табрис замечает стоящего у ворот монастыря мужчину. Около ног у него что-то вроде небольшой тёмной коробки. Выхожу из машины, иду к нему. Табрис остаётся на месте.
Дело в том, что за все эти годы тульские браконьеры отлично знают Табрис в лицо. Как видят её издалека — хватают птиц и убегают.
Однако у ворот монастыря стоял вовсе не птичник. Средних лет мужчина, одежда потрёпана, просит милостыню. Рядом — не ящик, а старый открытый рюкзак. Ни клетки, ни птиц в в рюкзаке нет.
Смотрю на часы — 19:30. На улице порядком стемнело. Кажется, день закончился. Но не всё так просто.
— С 2001 года это первое на моей памяти Благовещение, которое пришлось на Страстную субботу, — поделилась Табрис перед нашим расставанием.— Конечно, из-за Пасхи около церквей дежурит столько полиции. В прошлом году на Благовещение мы умоляли прислать полицейских, чтоб штрафовали браконьеров. Но всем было плевать. А в этом году птицам повезло! Удачное совпадение. В следующем году такого совпадения не будет… И птицам будет нужна наша помощь.
Текст, фото: Екатерина Павлова
Полная версия: Tula.plus
Конечно к религии это никаким местом. Просто в давние времена когда не было телевизоров и интернета, крестьяне на зиму ловили птах, которые им всю зиму чирикали в избе, напоминая о лете. Переживших зиму птичек принято было выпускать на волю. Вот и вся история.
Нынешнее мракобесие от недостатка образования и тупости населения. Просто не нужно покупать птичек у браконьеров и всё. Это же рыночные отношения, нет спроса — нет предложения.
Просто пройти мимо снегиря в клетке не получается, его жалко, поэтому и выкупаю у этих подонков.
Лет с пяти, занимаюсь голубями, это такое счастье, когда твой питомец парит высоко в небе, в » точке».
К сожалению сейчас появились » заводчики», которые держат голубей только в клетках и их не выпускают на гон. Голубей они испортили, голубь не латает, а превратился по сути в курицу. И таких голубятников к сожалению все больше и больше, для них главное прибыль, а голубь, средство наживы.
Кроме Тулы ещё где-то есть такая бредятина?
Есть, к сожалению, суеверия имеют особенность широко распространяться
У нас и на Пасху на кладбище зачем-то прутся, хотя для этого Радоница есть.
Народ столетиями птиц выпускал. Думаю, что не только в Туле. И туляков это красит. И вот нашлась какая-то непойми кто и хочет, чтобы люди забыли то, что по большому счету делает их людьми. Ну ни стыда ни совести, шла бы и учила тех, откуда родом.
Где вы таких хреновых грибов набрали?
Если издевательство над Божьей тварью людей делает людьми , то эволюция человека пошла как то не так.
Какое издевательство? Люди птиц выпускают!!! На волю. За свои деньги. Воспитывайте тех, кто ловит. Или воспитывайте идиотов, которые кормят голубей рядом со своими маленькими детьми. Или раскармливают диких собак рядом с пешеходными дорожками.