О явлении некогда наблюдаемом автором через призму мясновских толкучек
Мода конца 70-х. На картинках и в жизни
Итак, откуда же брался товар на барахолке, когда в магазинах его было днем с огнем не сыскать? Источников, питающих «толкучки» по всей территории СССР, было несколько.
Один из них — базы. Вспомните, дорогие мои ровесники, какое магическое действие оказывало на простого советского человека само это слово — «БАЗА». Нам казалось (и небезосновательно) что там, как в пещере Али-Бабы, сокрыты великие сокровища: цветные телевизоры, японские нейлоновые куртки «Аляска» с опушкой из искусственного меха, кримпленовые брючные костюмы, складные зонтики «Три слона», финские зимние сапоги и дубленки, фабричного производства шапки из ондатры и норки, югославские туфли на платформе, лаковые сапоги-чулки, ГДР-овские лифчики и колготки, портфели типа «дипломат», джинсы, сервизы «Мадонна», трусики «неделька», французские духи и тушь для ресниц «Луи Филипп», польский лак для ногтей, красная и белая рыба, вареная колбаса и мясные копчености, крабы и печень трески в банках, армянский коньяк, конфеты «Бутылочки с ликером», растворимый кофе, болгарские сигареты… Короче говоря, там был ДЕФИЦИТ.
Вторым источником была Москва. Туда ездили предприимчивые граждане, там покупали, отстояв очередь в ГУМ, ЦУМ или какой-нибудь другой известный магазин, этот самый дефицит и потом перепродавали его на «толчке».
Самые-самые «лакомые кусочки» попадали на барахолку из магазинов «БЕРЕЗКА». Товар там был сплошь импортный, продавали его за чеки, боны и сертификаты, которые были у людей, имевших дело с заграницей: дипломатов, моряков дальнего плавания, проводников международных вагонов и т. п.
Вся эта «внутриберезочная валюта» тоже продавалась, её вместе с валютой настоящей (долларами) скупали спекулянты, которых называли фарцовщиками. Государство в лице КГБ «решительно и бескомпромиcсно» боролось с ними помимо всего и потому, что те имели дело с иностранцами. Но это – тема отдельного разговора.
На барахолке фарцовщики были, однако, находясь в зоне особого внимания «внутренних органов», приличных вещей они не приносили, торговали всякой дребеденью. Завсегдатаи «толчка» знали их в лицо и в случае необходимости подходили, потихоньку заказывали нужный товар. Его приносили в заранее оговоренное время и место.
Понятно, что любая вещь на барахолке продавалась по цене, отличной от первоначальной. Ношеные – дешевле, новые, модные – дороже. Наценка в 5-10 рублей сегодня кажется небольшой, но в середине 70-х, когда средняя зарплата по стране была ниже ста рублей, она выглядела очень солидно.
Нелишним будет отметить, что за спекуляцию, то есть обычную перепродажу вещей, полагалась статья и приличный срок, так что органы ОБХСС и милиция охотились за спекулянтами с должным прилежанием и азартом. Общество в целом спекулянтов презирало, а люди по отдельности – охотно пользовалось их услугами.
Признаюсь, я, как и многие мои знакомые, какое-то время тоже была не прочь «спекульнуть», перепродавая на барахолке вещи, купленные по случаю в столице ))))) Случаев таких было немало, среди них — весьма забавные!)))
Не знаю, почему, но именно о старой барахолке у меня остались теплые воспоминания.
Новая барахолка была огорожена высоким деревянным забором, и за вход для торговли внутри надо было платить по-моему рубль или три. Помните битком набитые трамваи, которые довозили покупателей почти до места. Те, кому не удавалось в них втиснуться, брели из города через мост пешком.
У входа на рынок тусовались наперсточники, лихо обдуривая доверчивых граждан «страны дураков».
На то время ярая борьба со спекуляцией изрядно попритухла, что внесло в ряды торгующих заметное оживление. Дефицитом торговали, не таясь. Ассортимент стал намного шире и состоял по большей части из новых вещей. Ну да этот период времени многие помнят достаточно хорошо, так что рассказывать о нем смысла нет.
Редактор? У вас творческий кризис? Вы бы еще школьный реферат опубликовали.
В Ефремовской ЦРБ обнаружен таракан.
а люди по отдельности – охотно пользовалось их услугами.
Но ведь и презирали при этом.
«Чёрный рынок»- спутник тотального дефицита..