На моей памяти было их две – старая и новая. Обе находились в Мясново
Тульская барахолка, 70-80-годы ХХ века. Автор, по-моему, Владимир Белтов
Первая, работавшая с начала 60-х — неподалеку от кинотеатра «РАДУГА» (сейчас там стоят типовые девятиэтажки). Вторая открылась в середине 80-х за «новым» мостом, на ее месте сегодня функционирует «Авторынок». В выходные дни советские граждане реализовывали там свои частнособственнические устремления, торговали кто чем мог.
Впервые я попала на старую барахолку в начале семидесятых: родители набрали денег, чтобы, наконец, купить нам с сестрой-двойняшкой «приличные» зимние сапоги из кожи (до этого мы обходились войлочными, модели «прощай, молодость»). Пришли мы поздно, когда всё интересное было уже раскуплено более расторопными гражданами, не поленившимися встать пораньше.
…Нет, мой молодой читатель, тебе, перед которым ежедневно распахнуты двери сотен, тысяч магазинов, где есть все-чего-только-хочешь, никогда не понять некоторых тонкостей нашего тогдашнего бытия. Так, например, для того, чтобы приобрести на «толчке» что-либо действительно стоящее, надо было прийти туда вместе с первыми продавцами. Летом те появлялись чуть ли не в четыре утра, зимой — немногим позже.
В кромешной темноте покупатели ходили с карманными фонариками, пытаясь в их скудном, желтоватом свете отыскать вещицу нужного размера, фасона и цвета. Последнее удавалось не всегда. Черные джинсы при дневном освещении вполне могли оказаться бордовыми, а красный батник – ядовито-оранжевым.
Часам к семи-восьми прилегающие к «толчку» улицы были битком забиты людьми. Попав на территорию барахолки, ты становился частью огромной, плотной толпы, которая текла вдоль торговых рядов. Выбраться из нее было непросто, подчас — невозможно. Попал в поток – двигайся вместе с ним, устал – подожми ноги: некоторое время толпа будет тащить тебя вперед. Падать нельзя – насмерть не затопчут, но легких травм избежать не удастся…
В какое-то время городские власти, проникнувшись нуждами простых граждан, организовали специальный автобусный рейс «Московский вокзал – вещевой рынок». Правда, чтобы сесть в такой автобус, надо было отстоять огромную очередь.
Однако, вернемся к нашим сапогам. Итак, подходящих моделей в продаже не оказалось, зато откуда-то нарисовался сапожник, который предложил пошить обувку на заказ. Снял мерки и через неделю принес готовые изделия. Получились черевички, конечно, не царские, но довольно приличные, носили мы с сестрой их довольно долго.
Чудеса из старых сундуков
Нормальных прилавков на старой барахолке почти не было. Дефицитный товар (обувь, текстиль, косметику и т. п.) продавали с рук. На расстеленных по земле газетах был выложен иной ассортимент. Там, среди кажущегося на первый взгляд бесполезного хлама, попадались вещи очень и очень интересные: тарелочка Кузнецовской мануфактуры или ложечки серебряные с вензелями, резная камея с гордым римским профилем или старинная книга, на титульном листе которой значилось: Елена Молоховецъ «Подарокъ молодымъ хозяйкамъ или Средство къ уменьшенiю расходовъ в домашнемъ хозяйстве». Кстати, о книгах. В отличие от магазинов, здесь можно было купить практически все, что тогда издавалось в СССР. Еще, помню, что торговали иконами, но не знаю, насколько ценными.
Толкучка возле столичного магазина «Мелодия», где тульские спекулянты нередко покупали редкие пласты для перепродажи
Те, кто владел искусством шитья, приходили на барахолку с вполне определенной целью: в ворохе тряпья можно было обнаружить и изумительной красоты пуговицы из цветного стекла, хрусталя и перламутра, кружева ручной работы, роскошные ткани «из прежних»: креп-сатин (его называли креп-сатЭн), жоржет, пан-бархат, габардин, крепдешин, батист и т. п.
Однажды видела я там старинную шубу – длинную, сшитую мехом вовнутрь. Сегодня такие опять входят в моду, а тогда казались забавным «приветом из прошлого».
Самым заманчивым было то, что все эти сокровища можно было купить за копейки. Правда, очень редко, и только у бабулек, случайно оказавшихся в рядах торгующих. В основном народ был ушлый и настоящую цену своему товару знал.
Полная версия: facebook Елены Гуденчук
Елена, не на «толчке», а на толкучке.
А так в принципе ничего не поменялось. Иногда заглядываю по старой памяти на барахолку Центрального рынка.
Вот как раз и поменялось.Вместо товаров и услуг с советским знаком качества и отличного импорта получили «отраву» в продовольственных магазинах и одноразовую одежду,промтовары и прочий дешёвый ширпотреб за бешеные деньги.Сегодняшние «ушлые» торговцы копеешный товар продают от10до 100 цен его стоимости.Автору писанины нравится за статейки иметь доход.Раньше работала бы на заводе.Приносила пользу.
Писака , не ***** ! Добротной , но не очень модной коженной обуви было в магазинах , завались. Все хотели с лейблом , что обувь , что тряпки. Я был на всех этих барахолках. Редко можно было найти стоящую вещ. В основном фальсификат и самострок цеховиков. На новой барахолке было то же самое , только фальсификата было больше из Польши и Югославии. Сейчас вся барахолка обрела цивилизованный вид под красивыми названиями а товары , как и прежде — фальсификаты из Турции и Китая.
На барахолке было всё.Хорошая вещь стоила денег.Не у всех они были.
Не путайте 90-е годы с СССР.
Однажды видела я там старинную шубу – длинную, сшитую мехом вовнутрь. Сегодня такие опять входят в моду, а тогда казались забавным «приветом из прошлого».
______________________________________________________
Автор даже не знает, что это — тулуп. А то что «опять входит в моду» — дублёнка.
И тулуп никогда не казался «приветом из прошлого».
***деж товарисча из слободы. толпа там никогда не засасывала. ни около радуга ни тем более на павшинском мосту. особенно утром — в темноте.
а вот через мост на барахолку рано утром идти было страшновато. слухи ходили как грабят на мосту
Святое место. Сколько барыг, составляющих нынешнюю илитку, «поднялись», стоя на барахолке.