Как быстро может измениться город? Кажется, время щадит его: дома, выстроенные в XIX и XX веках, все еще на своих местах, в них живут люди. А снимков с городскими видами прошлых лет сохранилось не так много, и это тоже подкрепляет иллюзию постоянства. Тульский краевед Владимир Щербаков собирает коллекцию уникальных фото, на которых – памятники, скульптуры и фонтаны, украшавшие оружейную столицу более полувека назад. С ними улицы выглядели совсем иначе.
Фото Геннадия Полякова
Несколько десятилетий назад памятников в Туле действительно было в разы больше, чем сейчас. Сколько точно – можно лишь предполагать. Хотя известно, что монументов Сталину насчитывалось два десятка. Сюжеты всегда были разные: партийный деятель мог сидеть или стоять. Часто его изображали беседующим с Лениным (такая скульптурная композиция украшала здание Московского вокзала), а иногда – с Горьким (такая была в ЦПКиО).
Парк вообще выглядел совсем иначе в советскую эпоху. На каждом шагу пешехода «поджидали» скульптуры: играющих детей и туристов, летчиков, танкистов, пехотинцев – памятники военной тематики украшали отдельную аллею. А огромные фигуры шахтера и маркшейдера высились у самого входа в зону отдыха. Это описание будет довольно точным для Тулы образца 1950–1960-х. Ближе к 70-м, судя по воспоминаниям старожилов, от гипсового великолепия уже мало что осталось.
Информация обрывочна, но и ее тульский краевед Владимир Щербаков добывал с трудом. О том, как выглядела Тула в советскую эпоху, правдивее всего рассказывают снимки из домашних архивов, которые хранятся в семье или попали на блошиный рынок. Большую часть своей уникальной фотоколлекции Владимир Щербаков приобрел именно там.
Впрочем, выцветшие фотокарточки, с которых глядят лица незнакомцев, для краеведа – что-то вроде ребуса. Каждый снимок становится поводом для настоящего расследования. И по скудным уликам предстоит узнать, где и когда был сделан кадр, увековечивший какую-нибудь «девушку с веслом». Докопаться до истины краеведу помогают социальные сети: часто кто-нибудь, увидев выложенную им фотографию, вспоминает знакомые виды.
– Фонтаны и памятники советского периода – тема невероятно интересная, но будто засекреченная: так мало осталось о них свидетельств, – говорит краевед. – Снимки, которые могут что-то рассказать о ней, остались только в частных архивах. В Госархиве и фондах Тульского краеведческого музея я искал их безрезультатно. Зато иногда совершенно случайным образом удается найти уникальные кадры. Так, в руки мне попался снимок: возле каменной амфоры, какими обычно украшают парки и скверы, сфотографировалась женщина. На первый взгляд не было в этом фото ничего удивительного, но если присмотреться – на амфоре, выполненной в древнегреческой эстетике, изображен орден Ленина, а места богов и героев заняли революционные деятели и крестьянки со снопами. В 1959 году Тула действительно получила эту высокую награду. И снимок точно сделан в оружейной столице фотографом Владимиром Егоровым. Но вот где именно стояла такая амфора, пока выяснить не удалось…
Скульптура – женщина с маленьким ребенком на руках, одна из немногих уцелевших, – до сих пор стоит в самом начале Криволучья. В советское время это был обособленный район, его от города отделял пустырь, по которому бежали трамвайные пути.
А возле старых проходных комбайнового завода работников «встречал», напротив, мужчина с ребенком. Изваяние было типовым, и «братьев» счастливого отца можно было встретить во многих других городах. Их судьба остается загадкой, а вот тульский памятник не уцелел. Только воспоминания остались и от пары гипсовых футболистов, которые «играли в мяч» на косогорском стадионе.
Зато до сих пор несет свое благородное бремя факелоносец на стадионе «Металлург». И что с того, что лишился одной руки – Венера Милосская ничуть не подурнела, оставшись без обеих.
Помимо памятников «профессиональному мастерству», в Туле были и другие – например дети с книгами или животными. Часто такие скульптуры находились на территории детских садов и стараниями их сотрудников уцелели до сих пор. Так, двор одного из садиков Тулы до сих пор украшает скульптурная группа: доктор Айболит в окружении зверей.
– Ведь это не было просто украшением. Сюжеты воспитывали бережное отношение к животным, прививали любовь к чтению, – уверен Щербаков.
Зачастую такие умильные скульптуры украшали фонтаны, а их в Туле было много. Так, в Кировском поселке и на Косой Горе стояли фонтаны с фигурами детей, играющих в мяч. В Пионерском сквере (находился на месте современного здания правительства) располагался фонтан, декорированный скульптурами мальчиков с кувшинами.
Фонтаны, украшенные лягушками и крокодилами, можно было встретить по всей стране. Отличались они лишь числом земноводных. В нашем городе похожие фонтаны располагались на улицах Кирова и Первомайской. На улице Луначарского был фонтан с олененком. На углу Октябрьской и Арсенальной – со взрослыми оленями. Фигуры разрушили бомбежки в 1941-м, и после войны на их месте установили медведя. Но и он давно «ушел» куда-то.
Полная версия: Юлия Моськина, «Тульские известия»