Как встречали Рождество в доме Толстых
Как готовились к Рождеству в семье великого писателя, как он сам относился к Рождеству и почему считал, что не нужно дарить детям много подарков
«Золото» орехов в изумруде ели
Праздничные приготовления порой приносят гораздо больше радости, чем сами праздники. Именно поэтому к Новому году и Рождеству в семье Льва Толстого начинали готовиться заранее. Руководила приготовлениями супруга писателя – Софья Андреевна.
«Примерно за месяц начиналась подготовка. Дети с гувернантками под руководством Софьи Андреевны создавали ёлочные украшения – золочёные орехи, – рассказывает методист экскурсионно-методического отдела музея-усадьбы «Ясная Поляна» Елизавета Курчакова. – Делали их следующим образом. Детям раздавали тонкие кисточки и орехи, которые надо было «позолотить». Скорлупу покрывали вишнёвым клеем и заворачивали в тонкую золотую бумагу. Такие «драгоценные» игрушки затем вешали на ёлку».
«Горящие золотом» орехи роскошно смотрелись среди густых изумрудных лап новогодней красавицы, но это были не единственные её украшения.
Елка в Доме Л.Н. Толстого. 2017 г. Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Как и сейчас, в XIX веке одним из самых распространённых материалов для поделок была цветная бумага или картон.
«Дети в семье Толстых делали картонажи – поделки из разноцветного картона, – продолжает рассказ Елизавета. – Это могло быть что угодно – маленькие декоративные корзинки, кружки и сундуки с крышками и без, украшенные звёздами и разными фигурами».
Ящик куколок
Еще одним традиционным украшением рождественской ёлки в доме писателя были куколки-скелетцы. Софья Андреевна обычно покупала целый ящик этих, на первый взгляд неприметных, куколок. Хозяйка дома вместе с детьми усаживалась под большой лампой в гостиной, и все принимались шить кукольную одежду. Так неказистые деревянные фигурки превращались в нарядных мальчиков и девочек, солдат, крестьян, царей, цариц и ангелов.
«Рождественская коллекция». 2017 г. Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
«В Сочельник всегда приходил священник, все обитатели дома наряжались, в зале устанавливалась большая ель, привезенная из леса, – рассказывает Елизавета. – Обязательными блюдами праздничного обеда была индейка и пылающий плум-пудинг, облитый ромом».
После обеда вся детвора отправлялась в гостиную – там они ждали, когда рождественская красавица «облачится» в свой праздничный наряд. Кроме игрушек на ёлку вешали пряники, конфеты, крымские яблоки, фигурки лебедей, бумажные бабочки, детские флакончики с духами.
Когда приготовление ёлки заканчивалось, в зале с двух сторон открывались двери, в которые заходили как дети хозяев и гостей, так и дворовые и деревенские ребята. Насмотревшись на ёлку, дети принимались распаковывать подарки. Жена писателя раздавала крестьянским детям скелетцев и угощение.
Медведь на колесиках и заводная машинка
Как рассказывает сотрудник музея-усадьбы, сам Лев Николаевич довольно равнодушно относился к празднику и был против большого количества подарков для детей.
«Он считал, что чем больше у ребенка игрушек, тем больше они ограничивают его фантазию во время игры, – поясняет Елизавета. – Запас игрушек пополнялся раз в год на ёлке. Самые лучшие игрушки привозили гости».
В числе таких гостей был друг Льва Николаевича Дмитрий Дьяков, крёстный его дочери Татьяны. Он всегда привозил что-то необычное для детей писателя – то большую куклу с закрывающимися глазами, то медную детскую кухонную посуду, то медведя на колёсиках, то заводную машинку, то ружьё с пробкой, то ящик с разными принадлежностями для шитья.
Ф.И. Ходасевич. Дети Л.Н. Толстого. 1870 г. Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Всё это воспринималось детьми действительно как что-то волшебное и чудесное. Тем загадочнее и долгожданнее становился этот праздник как для них, так и для взрослых. Ведь именно в это время можно было забыть о заботах, и окунуться в мир детских радостей и «ёлочных» угощений.
Полная версия: Антонина Позднякова, «АиФ-Тула»
Фотография — дети Толстого. Можно было бы написать — кто и где конкретно!
«Кто и где» написать никак нельзя!
Получится, что разгласили персональные данные..