Из-за бугра
Владимир Груздев в бытность губернатором коммерцией не занимался. Так суд решил
В начале осени 2017 года, точнее время установить невозможно из-за завесы секретности, правительство РФ отказалось от борьбы за деофшоризацию российской экономики, длившейся с переменным успехом с 2012 года. В октябре ряд авторитетных российских СМИ рассказали о некоем «секретном» (по крайней мере, нигде не публиковавшемся) докладе вице-премьера Игоря Шувалова президенту Владимиру Путину об итогах, рисках и перспективах кампании по деофшоризации. Якобы меры, принятые в 2014-2016 годах, признаны достаточными, что в переводе с бюрократического на русский означает – закручивание гаек в отношении российских владельцев офшоров прекращено. Корреспондент «Абирега» попытался разобраться в офшорных тайнах черноземного бизнеса. Как выяснилось, завершившаяся кампания не принесла кардинальных изменений в дислокацию капиталов черноземного происхождения, но всё же вдохновила ряд участников рынка сменить «прописку» своих счетов.
В современной России тема борьбы с офшорами впервые была озвучена Владимиром Путиным в 2002 году, когда недавно избранный президент пытался выстроить и «равноудалить» олигархию 1990-х. Олигархи «равноудалились»: кто – за границу на ПМЖ, кто (непонятливые) – в СИЗО. У руля экономики остались проверенные кадры, и тема ухода экономики в офшоры исчезла из повестки дня на десятилетие.
Второй раз о проблеме офшоров Владимир Путин вспомнил в декабре 2011 года. На тот момент в офшорах не прятался либо очень маленький бизнес, либо очень ленивый. В офшорах состояли «дочки» госкомпаний, фирмы, организованные родственниками министров и губернаторов. И даже предприятия оборонно-промышленного комплекса. Про нефтегазовую промышленность и говорить нечего – она как будто там родилась.
С этого момента российское государство и начало кампанию, окрещенную деофшоризацией. В 2012 и 2013 годах эта тема поднималась в послании президента Федеральному собранию. Причем оба раза Владимир Путин отмечал, что за целый год в направлении деофшоризации практически ничего не сделано. Ведомства изображали бурную деятельность с нулевым результатом. Видно было, что сопротивление деофшоризации было на самом верху. В феврале 2013 года президент поручил разработать комплекс антиофшорных мер.
В итоге в правительстве придумали и воплотили в жизнь довольно масштабные изменения в законодательство. Во-первых, в законодательстве РФ появилось два значимых юридических термина – КИК, или «контролируемые иностранные компании» (те, чьими владельцами на 50% и более являются российские физические или юридические лица), и «конечный бенефициар» (тот, кто получает конечный доход). Теперь россияне обязаны отчитываться в налоговой о том, какими иностранными компаниями владеют. Во-вторых, в качестве альтернативы режиму КИКа в Налоговом кодексе предусмотрели режим налогового резидентства юрлиц. Компании с таким статусом, в частности, обязали доплачивать в российский бюджет разницу в налоге на прибыль (до 20%). В-третьих, банки и аудиторы теперь должны были в обязательном порядке предоставлять в налоговые органы сведения о транзакциях в офшоры. А банки, кроме того, обязаны были выявлять конечных бенефициаров обслуживающихся у них офшорных фирм. Наконец, иметь подконтрольные офшорные компании запретили юрлицам, более половины продукции которых выпускается по оборонзаказу.
Когда борьба методом кнута не дала результатов, взялись за пряник. В июле 2015 года была объявлена полугодовая амнистия капиталов. Провал был оглушительный – амнистией воспользовались всего 200 человек. Амнистию продлили еще на полгода, смягчив условия. Из тени вышли около 7 тыс. человек, или 15-20% всех россиян – владельцев офшоров.
В августе 2017 года «Коммерсант» со ссылкой на Национальное бюро экономических исследований США сообщил, что из России в офшоры вывели 75% национального дохода. Это экспертное заключение представляется весьма сомнительным, однако наглядно характеризует масштаб проблемы.
Братья-близнецы Виктор и Александр Линники, хозяева (СМИ часто добавляют «формальные», намекая на девичью фамилию жены премьер-министра) одного из лидеров аграрного сектора макрорегиона холдинга «Мираторг» попали в знаменитое «панамское досье» как совладельцы офшора Prouse Group Ltd (юрисдикция неизвестна), с прессой на тему офшоров братья предпочитают не общаться. Сам же АПХ «Мираторг», согласно ЕГРЮЛ, на 99,99% принадлежит кипрскому «Агромиру».
Любопытно, что еще в феврале 2017 года Владимир Путин подписал поправки в Бюджетный кодекс РФ, запрещающие государственную поддержку компаниям, более чем наполовину принадлежащим фирмам, зарегистрированным в офшорах. Но «Мираторг» как получал льготные кредиты и возмещения по капстроительству в секторе АПК, так и получает. Господдержка проектов «Мираторга» исчисляется десятками миллиардов рублей. Надо полагать, что Кипр офшором теперь не считается. Тогда зачем всё это затевалось, кто-нибудь объяснит?
Вместе с тем, если налоги офшоры платят или, скорее, не платят по месту своей регистрации, то судиться часто приходится в России. Эпатажный житель Карловых Вар Михаил Паэгле, основной владелец «Проминвеста» (площадка Воронежского алюминиевого завода), в 2015 году был вынужден приехать в Воронеж, чтобы отстаивать в местном арбитраже интересы своих (снова!) кипрских офшоров. Господин Паэгле был настолько удивлен, увидев в суде корреспондента «Абирега», что попытался выпроводить его из зала суда. Интересно, где он научился такому поведению в судах – в Чехии, где постоянно проживает, или на Кипре, где зарегистрирован его бизнес?
Еще веселее проходил в Воронеже суд между сейшельским и кипрским офшорами, представляющими фактических совладельцев торговой сети «Модный континент» (ТМ Incity и Deseo) экс-губернатора Тульской области Владимира Груздева и бизнесмена Илью Щербовича. Семья первого контролировала около 70% федерального ретейлера, фонд второго – 30%. Владельцы в суде не появлялись. Суть странного корпоративного спора сводилась к тому, чтобы доказать, управлял или нет господин Груздев своим «Континентом», пока занимал госдолжности. Суд первой инстанции присудил победу киприотам, а апелляция взяла сторону сейшельцев – фамилию экс-губернатора из судебного решения убрали. Вышло, будто 150 магазинами управляла из-за границы престарелая мать губернатора, являющаяся в России нерезидентом.
Также стоит отметить, что к началу 2017 года в масштабах страны была введена система тотального контроля за российскими предприятиями, учредители которых находились в офшорных юрисдикциях. Еще в декабре 2016 года управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области сообщало «Абирегу», что на ее контроле находятся около 200 организаций, действующих на территории региона, чьи учредители зарегистрированы в офшорных зонах. Из которых половина приходилась на Кипр, 16% – на Сейшелы и 13,5% – на Виргинские острова. Тогда налоговики рассказывали, что за три года число резидентов офшорных зон снизилось на 30%. «При этом ранее УФНС отслеживало только те организации, учредители которых просматривались непосредственно или во втором звене. Таковых насчитывалось 135 юридических лиц. Теперь с целью усиления контроля за данной категорией налогоплательщиков список был расширен: в него были включены организации, в которых офшорные учредители просматриваются уже в третьем и четвертом звеньях. Образно говоря, это «прабабушки» и «прапрабабушки» воронежских предприятий», – отмечало УФНС. Сегодня на тему офшоров налоговики с прессой уже предпочитают не общаться: «Тема потеряла актуальность». Так что выяснить, будет ли продолжаться усиленный налоговый контроль над отдыхающими в налоговом раю, нам не удалось.
Вместо выводов и прогнозов «бородатый» анекдот про футбол.
Встречаются тренеры сборной России и Бразилии:
– Вы пятикратные чемпионы мира. Скажите, как вам удается добиваться таких великолепных результатов?
– Всё дело в тренировочном процессе… Возьмите одиннадцать манекенов, расставьте их по всему полю и играйте против них в футбол, отрабатывайте технику, игру в пас и т. д.
Через некоторое время бразильский тренер снова встречает нашего и спрашивает:
– Ну, как?
– Манекены победили.
Какая боль.
Полная версия: Александр Пирогов, Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
О как, так он маменькин сынок?
Если взять первую, «нужную» женитьбу, на дочке влиятельного спецслужбиста, то это протеже тестя. Но как только не стало служебных перспектив у тестя… то пришлось вновь принимать кардинальное решение, чтобы выйти на «большую дорогу». Но и на ней не все так просто. Большие должности-большие камни. Хочешь жить, умей… а вертятся не только одни торговцы мелкооптовики.
Он же Главюрист РФ !
как все надоели! Жизнь все тяжелее у простых русских, а эти никак не уймутся — все мало!
Подобная статья уже была. У спонсоров заканчиваются средства ? Очередной вброс дерьма не вентилятор.
Сколько можно муссировать одно и тоже,у нас больше не о чем писать,как же Фролов был депутатом и предпринимателем,т е торгашом.
но он не крал из бюджета по 3млрд руб
Наш суд-самый убогий в мире!Даже дебиловатый,очевидное для него не достижимое,а достижимое не очевидное.
Инвестировал в Сколково 100 млн., теперь нано-трусы будет там шить.
А Медвежонок теперь ему должность даст.
Аноним, ты дурак! Не знаешь, где звон, не пукай! Не поддержав Балтику и Медведя, не получишь от них акциз в бюджет в регионе, понятно? И делалось это с древних времен.
и много получили акцизов, особенно от обанкротившегося медведя? расскажи ,умник, если знаешь. может ты в доле?