Говорят, в Туле не танцуют. Действительно, танцевальных клубов в городе немного. Зато есть школы: современного танца, классического, бального и народного. Специально для «Заповедника» Анжелика Минаева поговорила с хореографами нескольких из них – Марией Михалиной, Миланой Чупаевой, Михаилом Куликовым о том, чем хоряжники отличаются от трушных танцоров, и как устроена работа танцевальных школ.
Иллюстрация: Павел Бармин
На школьном дворе стоит кирпичное здание лимонного цвета с выцветшей от времени и солнца вывеской «Magic Dance. Школа социального танца». Социальные танцы – это танцевальные стили разных народов мира, занимаются ими не профессионально, а для удовольствия.
За тяжелой железной дверью суетятся родители пришедших на занятия детей. Дети шуршат пакетами для сменной обуви. Повсюду запах разогретого ламината и балеток, духов и пота. Дверь в хореографический зал прикрыта, из-за нее доносится музыка. Сквозь узкую щель вижу сидящую на полу возле хореографического станка Марию Михалину – учителя танцев, хореографа, танцора в стиле хип-хоп, вог и тверк. Она сидит в танцзале на полу, черные балетк и раскинуты в стороны, обхватила голову руками и буквально плачет: «Я ухожу, дайте мне написать заявление. У меня ничего не получилось за все эти годы… Я долблюсь как о стенку, а результатов – ноль!» Мария недовольна выступлением своих учеников на прошедших соревнованиях. Накануне был большой конкурсный день в Москве и в Туле. Лучший коллектив воспитанников Марии Михалиной занял в московском конкурсе современного танца восьмое место из четырнадцати. Для выступления тульской команды в Москве это очень хороший результат. Но хореограф расстроена: «Они могут лучше!»
О танцах и школах
Танцы объединяют множество людей, формируются отдельные субкультуры, уникальные микромиры. Традиционно все танцевальные направления делятся на современное, народное, классическое и бальное. У каждого направления – свои правила, авторитеты и тусовки.
Танцевальных школ в городе много, но жизнь большинства из них недолговечна. Руководители школ настороженно относятся к участию в совместных мероприятиях – баттлах и мастер-классах – из-за боязни перехода учеников в другие школы. Миграция учеников воспринимается очень болезненно, острая конкуренция – одна из характеристик взаимоотношений в тульской танцевальной среде.
«Хореограф у детей должен быть один – это человек, за которым они пойдут, идейный вдохновитель. И ученики всегда ходят сначала в школу, но со временем – к хореографу, а не к школе, – поясняет Мария. – Уходы учеников всегда воспринимаются хореографом болезненно. Причины ухода очень интересуют. Чаще всего эти причины хореограф ищет в себе».
Особняком держатся в Туле школы спортивного бального танца («Стиль», «Арзу» и другие). У них свои конкурсы, свое судейство. Бальные танцы редко включаются в сетку танцевальных школ по другим направлениям. «Бальники – это спортсмены. Разделение школ – это техническая необходимость», – поясняет Мария, собирая свои балетки и натягивая их на миниатюрные ступни. «В отношении хореографии танцоры бального танца – сектанты. – Разговор о любимой профессии преобразил мою собеседницу, слезы высохли. – Они всегда в рамках схем. У них есть четкий набор танцевальных элементов, которые они должны выполнять, и разработанные правила их исполнения. Задача спортсмена-танцора – двигаться по правилам, демонстрировать скорость и амплитуду движения. Творчества не так много».
«Для бальников главное – это техника выполнения обязательных элементов, – Вторит Марии Милана, хореограф, руководитель танцевального дома «BM1», начинавшая свой путь танцора с бальных танцев. – Однако часто бальные танцоры переходят в другие стили. Переучивать их сложно, но они – отличный материал для работы хореографа: они дисциплинированны и физически выносливы, у них очень сильные спины».
Обособленный мир представляют собой танцоры современной хореографии или, как они сами говорят, уличных танцев, street dance, которые включают множество стилей: тверк, вог, хип-хоп, крамп, брейк, хаус, денсхолл и многие другие. Их манера двигаться, одеваться и разговаривать отличается. Использование английского языка и сленга – обязательный элемент танцевальной субкультуры «стритников». Часто непосвященный человек даже не сможет понять, о чем говорят уличные танцоры. Фраза «меня сегодня качает, я пойду на тусу, чтобы показать свое новое хорео и поджамить с друзьями» многих способна озадачить.
Из личного архива Марии Михалиной
Стиль dancehall от команды «Illision»
Так или иначе, средоточием танцевальной жизни в городе оружейников стали не улицы, не клубы, не коллективы профессиональных танцоров, а именно школы танцев. Есть коммерческие школы, которые среди танцоров-стритников имеют мало авторитета, потому что считаются «не трушными», то есть подделкой, ненастоящими, созданными для коммерции, а не для развития танца.
«Трушный танцор – это истинный танцор, – считает Милана. – Он участвует в баттлах, придерживается истории и философии танца, борется за качество исполнения и не особо стремится к публичности. А есть хоряжники – люди, которые просто ставят хореографию».
«Трушные школы не гонятся за коммерческой прибылью, – говорит Мария, – поэтому вы не увидите их в первых рядах в итогах по запросу в интернет-поисковиках».
«Считаю правдивыми те школы, где преподаватели в первую очередь развивают своих учеников, дают им знания, а не просто проводят время!» – говорит Михаил Куликов, профессиональный танцор и преподаватель с 10-летним стажем, специализирующийся на современном джаз-танце.
«Трушная» школа вырастает из танцевального коллектива, сформированного успешным «трушным» танцором. Ее участники тренируются, выступают, зарабатывают авторитет в танцевальной среде, а затем школа набирает людей для продолжения и расширения совей деятельности (танцевальное пространство NEO, школа танцев X-Zibit, общество танцоров Frame Fam, танцевальный дом ВМ1). Такие коллективы вдохновляют тульских подростков заняться хип-хопом или денсхоллом.
Путь танцора
Путь танцора начинается рано. С трех-четырех-пяти лет ребенок занимается в кружке, затем несколько лет ищет свою школу, своего хореографа, свой стиль. На профессиональное занятие танцами чаще всего вдохновляет конкретный преподаватель, хореограф.
«С пяти лет я занималась в хореографическом отделении музыкальной школы, там был сильный педагогический состав. Затем – «Ритмы Планеты», тренировки по 4–5 часов: классические, народные, эстрадные, гимнастика. С 2007 года я пошла в танцевальный коллектив NEO – это мой дом и моя любовь. Его создатель Денис Васин – гений, у которого хочется учиться всему, – рассказывает Мария. – Я заболела хип-хопом. Ушла из коллектива только потому, что хотела преподавать. Преподаю в «Magic Dance» с 18 лет».
«В детстве на новогоднем представлении я увидел номер Эдуарда Беккера, попросил родителей, чтобы меня туда отвели, – говорит о начале своего пути в танцах Михаил. – Как исполнитель я действовал с 6 до 31 года. Сейчас только преподаю».
«Я танцую 21 год. Моим вдохновителем стала мама. Занимаюсь танцами с трех лет. С 6 лет выступала в цирке, – с улыбкой вспоминает Милана. – Четыре года занималась бальными танцами. Хотела поступить в ГИТИС, чтобы стать балериной, но для этого нужно было закончить Тульский областной колледж культуры и искусства. Пока училась, судьба привела меня в танцевальный коллектив X-Zibit, вдохновивший на занятие уличными танцами. Мои успехи в стилях тверк и денсхолл заставили меня забыть о карьере балерины».
Говорят, что именно Милана привезла в Тулу тверк, ее же считают ведущим хореографом в стиле денсхолл. Её коллектив ВМ1 существует почти четыре года, там занимаются около 200 человек. Несмотря на молодой возраст и школы, и ее руководителя, коллеги по цеху отмечают, что ВМ1 является одной из очень немногих в городе школ, куда идут учиться к хореографу, а не потому что «близко к дому».
«Для меня моя школа – это моя душа», – признается Милана.
Соревнования и баттлы
В Туле соревнования по современному танцу – явление очень редкое. Каждая школа проводит свои состязания, но по всем направлениям. Кроме московских конкурсов, туляки участвуют в мероприятиях в Орле, Щёкино, Воронеже, Рязани, Калуге.
«Наша география выступлений – куда понесет! – говорит Мария. – Если в городе есть Институт культуры, значит, там есть хорошие хореографы, значит, туда можно ехать соревноваться. Мы собираемся и едем».
Иллюстрация: Павел Бармин
Милана и ее коллектив ВМ1 организуют в Туле события, связанные с уличными танцами: Всероссийский фестиваль Dance Battle Motion (баттл – особый вид соревнований стрит-танцоров: они выступают в кругу зрителей по 40 секунд, в течение которых должны показать все свое мастерство), мастер-классы авторитетных танцоров из других городов России, каждые полгода – баттлы среди тульских стрит-танцоров, внутришкольные мероприятия «Своя туса». Для соревнований по современным танцам характерны актуальная музыка, компетентное судейство (и мастер-классы от приглашенных судей), бурная реакция присутствующих, желание танцоров продемонстрировать, насколько они «прокачались», иногда участники сражаются за призы (награда – не главное, но тоже приятна). Общие танцевальные конкурсы «стритникам» неинтересны.
Михаил Куликов замечает, что танцевальное сообщество в Туле «только формируется – благодаря тем людям, которые стараются взаимодействовать с другими, обмениваться накопленными знаниями».
Кто же эти люди, чей опыт привлекает придирчивую творческую молодежь? Как они зарабатывают авторитет? Почему к ним идут учиться? В ответе на эти вопросы танцоры единодушны: дипломы и другие «бумаги» не имеют значения. «Главное – как ты танцуешь. Если уровень танца у танцора выше моего – то я буду у него учиться,– говорит Милана, – если ты «крутой танцор», то я возьму тебя на работу. Профильное образование никого не волнует».
«Тебя уважают за движуху, за стремление к обучению, – подчеркивает Мария, – ты уважаем, когда ты действуешь, вносишь что-то новое в существующие стандарты и не боишься учиться у других».
«Авторитет профессионального танцора можно заработать только трудолюбием и постоянным развитием», – уверен Михаил.
Основная площадка для знакомств у тульских танцоров – это мастер-классы в Москве. «Если ты не ездишь на мастер-классы – ты не танцор, ты не развиваешься», – говорит Милана. «Мастер-классы танцоры выбирают себе сами, – поясняет Мария. – Участие в таких мероприятиях – личное дело танцора».
Получается, репутация танцора строится снизу вверх – на авторитете среди коллег, к которым прислушиваются руководители танцевальных коллективов.
О работе хореографа
Педагогическая работа хореографа разнообразна. Сами танцоры негласно делят свои группы на «профи», «работяг» и «хобби-группы», к каждой у них свой подход и методики работы.
«Профи» – это те, кто хочет заниматься танцами профессионально и делает для этого все возможное. Такие группы – отдушина для хореографов, главная точка приложения творческих усилий и средоточие преподавательских надежд. «Есть часы, которые ты ждешь – и у тебя пульс растет», – говорит Мария о занятиях с такими группами.
«Работяги» занимаются танцами добросовестно и серьезно, однако не намерены связывать свое будущее с хореографией. «Хобби-группы» – наиболее подвижные, они занимаются танцами для удовольствия и хорошего настроения.
Новых учеников всегда принимают с радостью: «Хореограф должен учиться как педагог, для этого нужен разнообразный, новый, «сырой материал»», – уверена Мария. «Если дети тебе доверяют – они будут работать, – говорит она. – Особо тонкая работа – с подростками. Я не могу не слышать их мнение. Танец, рождающийся в стенах этого зала, – это на 15 процентов их произведение. Это их вдохновляет».
Иллюстрация: Павел Бармин
«Преподавание требует поддержания хорошей формы – ведь наши ученики должны видеть, как что выглядит, чтобы попытаться это повторить», – подчеркивает Михаил.
Танцоры оценивают себя через победы и неудачи своих учеников.
«Жду от своих учеников достойных результатов, технического роста, культуры и прогресса, поэтому требую от них самодисциплины и стараюсь привить им тягу к новым знаниям», – говорит Михаил.
О планах на будущее
«Развивать в нашем городе направление деятельности, которое здесь пока отсутствует вовсе: танцевально-двигательную терапию, – делится своими планами Мария. – Выиграть «Проджект 818» – один из самых крутых конкурсов по моему направлению хореографии. Воспитать всесильных танцоров. Возможно, в перспективе – самостоятельный коллектив открыть. Еще выйти замуж и защитить диссертацию по психологии».
«Я хочу развивать свою школу, – говорит Милана, – воспитать команду профессиональных танцоров, расширить танцевальную аудиторию. Мы привлекаем детей к занятиям танцами, выступаем в школах, приглашаем на разовые занятия и мастер-классы, чтобы решились попробовать себя в танце даже те, кто очень стесняется».
Анжелика Минаева, «Заповедник»
Есть в Туле интересные активности. Им бы ещё в области движуху создать.
Есть в Туле интересные активности.