День оружейника, который с 2011 года отмечается 19 сентября – один из многих «красных дней» в нашем календаре, где, как известно, есть дни, посвященные чуть ли не всем известным профессиям. Дата была выбрана не случайно – именно 19 сентября православная церковь чествует предводителя небесного воинства Архангела Михаила.
Аркадий Шипунов (слева) и Василий Грязев
Это некое напоминание, что оружие – это последний аргумент в борьбе со злом, когда уже другие средства исчерпаны.
Конструкторы-оружейники работают в жесткой и даже жестокой системе, которая безжалостно выбраковывает все, что хоть на полшага отстает от гениальности. Бывает, что сотни бессонных ночей у кульмана, испытания, доводки так ни к чему и не приводят. Если за всю активную творческую жизнь хоть одно изделие было принято на вооружение – уже победа, и можно сказать, что годы труда прошли не впустую.
Российское оружие стало одним из самых узнаваемых мировых брендов нашей страны наравне с водкой, балалайкой, Львом Толстым и Федором Достоевским. Выход России на мировой оружейный рынок можно сравнить с выходом в космос. Едва ли еще в начале XX века, накануне Первой мировой войны кто-то мог представить, что оружие, разработанное отечественными инженерами и произведенное на оружейных заводах в Туле или Ижевске разойдется от Волги до Ганга и даже появится на национальных флагах некоторых стран. В те времена было не до жиру — Россия сама остро нуждалась в современных образцах боевой техники и была одним из крупнейших импортеров оружия. Появление мировой оружейной державы стало свершившимся фактом после окончания Второй Мировой войны, когда в один ряд с именами Ли-Энфилда, Маузера, Кольта встали имена Калашникова, Макарова, Дегтярева, Шипунова, Грязева.
Бесценный и уникальный опыт войны, творчески переосмысленный в десятках конструкторских бюро, стал предпосылкой для создания удивительных, непревзойденных шедевров инженерной мысли.
Часто можно услышать упрек, что оружейники только множат скорбь и создают все больше и больше средств уничтожения. Это не так. От столовых ножей, стальной арматуры, в автокатастрофах людей гибнет не меньше, чем от пуль. Разрушительная мощь современного оружия такова, что бывает достаточно просто его иметь, чтобы предотвратить войну. Это действует как холодный душ – потенциальный агрессор знает, что его действия не останутся безнаказанными и победа, если она и будет достигнута, достанется слишком дорогой ценой.
Увы, реалии современной политики таковы, что решающим аргументом на международной арене по-прежнему остается грубая сила, конвертированная в военный потенциал. На этом фоне талантливые конструкторы оружейники – стратегический ресурс. Но как он хрупок! То, что нарабатывается поколениями можно безвозвратно потерять за несколько лет. Стран, которые могут с нуля создать собственный реактивный двигатель или истребитель пятого поколения, или систему противоракетной обороны, не прибегая к кооперации с другими странами – гораздо меньше, чем членов ядерного клуба. Россия, благодаря оружейникам, пока в их числе.
Геннадий Окороков, «Вечерняя Москва»