Войти   Регистрация

Могли бы литераторы сняться для журнала Playboy?

В Ясной Поляне прошли XXII писательские встречи

Председатель жюри премии «Ясная Поляна» и Председатель жюри премии «Ясная Поляна» и советник президента по культуре Владимир Толстой радуется короткому списку, а прозаик и член жюри Владислав Отрошенко уже озабочен выбором победителя

Первые Яснополянские писательские встречи прошли в 1996 году, совсем в другую эпоху. Тогда и страна, и литературное поле, и горизонт событий были иными. Теперь все изменилось. Мы, как известно, стали более лучше одеваться, засеивать больше земель (овощи там, рожь, вот это все). Культура наша совсем окультурилась, борьба «патриотов» и «либералов» в литсообществе в своем первозданном виде пошла на убыль, и ломание копий все чаще замещается взаимным «игнором» и изоляцией. Диалог истончается. Тем приятнее, что Ясная Поляна, которая в 90-е чудесным образом примиряла идейные полюса, продолжает собирать в своих рощах писателей самых разных – и поколенчески, и мировоззренчески. В гостях у Льва Николаевича всем находится место. Сюда съезжаются прозаики, поэты, драматурги, философы, литературоведы, переводчики и с утра до вечера читают друг другу доклады, проводят круглые столы, гуляют, преломляют хлебы и, что уж там, запивают вином. И заедают яснополянским яблочком.

В этом году встречи открылись традиционным словом о Толстом – под веймутовой сосной у веранды любимого классика. Собрался народ, школьники. Началось с приветствий советника президента по культуре Владимира Толстого и директора яснополянского музея-усадьбы Екатерины Толстой. Глаголом жег сердца людей Павел Басинский, автор среди прочего популярных книг о Толстом (вот-вот выйдет его книжка памяти русского феминизма «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой»). Сильно выступил питерец Герман Садулаев, приехавший в Ясную в первый раз. А потом все отправились в деревенский Дом культуры, и начались открытые для публики выступления. Владимир Ермаков рассказал про традицию чаепитий в Ясной Поляне (драматурга Ксению Драгунскую его выступление даже вдохновило на идею новой постановки). В рамках международного издательского проекта форума славянских культур «100 славянских романов» выступили авторы из стран бывшей Югославии: Нада Гашич (Хорватия), Ласло Блашкович (Сербия), Яни Вирк (Словения) и Драго Янчар (Словения). Роман Драго «Этой ночью я ее видел» в этом году был включен в длинный список премий «Ясная Поляна» в номинации «Иностранная литература», о нем в красноречивом диалоге с автором рассказывал Владислав Отрошенко.

Отрошенко также поговорил с итальянской слависткой Габриэллой Импости и специалистом по Достоевскому Людмилой Сараскиной о взаимоотношениях русских писателей XIX века с Европой. Про римский рай и заальпийский ад Гоголя, про мистическое узничество Пушкина в России и про европейские фантазии Баратынского… Евгений Чижов (автор «Перевода с подстрочника» и других романов) углубился в дихотомию Хармс – Лев Толстой. Писатель и историк Леонид Юзефович рассказал нам о чудесном малоизвестном художнике Александре Вахрамееве, чьими глазами можно сейчас живьем окунуться в революционные события 1917-го. Для контраста продемонстрировал картины советского художника Владимирова на ту же тему – разница колоссальная.

Игорь Волгин приехал в Ясную со стихами, Роман Сенчин – с докладом о прозе молодых: в последние годы, дескать, талантов много, но нет ярких дебютов, никто в литературу не вторгается и не врывается. Сразу разгорелся спор: а стоит ли вторгаться и может ли громкий старт навредить писателю? Как всегда феерично и познавательно, о птицах революции, выступил Владимир Березин, один из ветеранов яснополянских встреч (в речку Воронку он, правда, в этот раз, кажется, не окунался). Игорь Малышев поделился соображениями о Западе и Гражданской войне в России, Андрей Танцырев и Григорий Вихров декламировали стихи, Владимир Медведев пообщался с Сухбатом Афлатуни aka Евгением Абдуллаевым, а в финале мы с Евгением Абдуллаевым, Евгением Чижовым, Ксенией Драгунской, Надой Гашич и Германом Садулаевым немножко задали залу жару, поговорив о социализации писателя. Тема формулировалась так: «Общительность или затворничество, вседозволенность или аскеза, современный стиль жизни или толстовская антитеза». Садулаев начал с того, что огорошил нас вопросом: согласились бы мы сняться для журнала Playboy? Зал принял активное участие в дискуссии. В частности, сидевший в аудитории литератор и экс-главред журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе признался, что в молодости мог похвастаться атлетической накачанной фигурой и его даже называли суперменчиком. Так что лет эдак 30 назад без вопросов снялся бы. А Людмилу Сараскину волновал вопрос эстетического восприятия гипотетических писательских фото-ню.

Дело кончилось мирно, во славу литературы, а на следующий день гости усадьбы (уже без автора этих строк) отправились в Тулу, где их ждал Тульский университет и экскурсия по городу. Югославские гости рассказывали о пост-югославской литературе, а прибывший Сергей Шаргунов вместе с Алексеем Варламовым, Михаилом Кураевым, Владимиром Березиным и Леонидом Юзефовичем выкликали революцию.

Писатель Леонид Юзефович вместе с супругой задумался о русской истории… Фото Александра Плякина

Финальным аккордом по традиции стало оглашение шорт-листа премии «Ясная Поляна» в Москве. Премия в этом году вручается в 15-й раз, и теперь в несколько измененном формате. Исчезла номинация «Современная классика» в которой награждались яркие авторы ХХ века, незаслуженно забытые. Лауреатами-классиками в последние годы становились Фазиль Искандер (2011), Валентин Распутин (2012), Юрий Бондарев (2013), Борис Екимов (2014), Андрей Битов (2015), Владимир Маканин (2016). По словам Владимира Толстого, «сопоставимых по масштабу имен, которых справедливо можно назвать классиками, сейчас, пожалуй, нет. Мы не исключаем, что через какое-то время мы вернемся к этой номинации – время расставляет акценты».

Исчезла и номинация «Детство. Отрочество. Юность». Тексты для подростков и детей теперь будут рассматриваться в списке кандидатов главной номинации «Современная русская проза». Как отметил Павел Басинский, «Толстой писал «Кавказского пленника» специально для детей, а в итоге он стал произведением для всех. Видимо, так и нужно писать подростковую литературу».

Однако сохраняется номинация «Иностранная литература» (премия вручается за самую значимую зарубежную книгу XXI века и ее перевод на русский язык). А еще появилась совершенно новая –  «Событие», которая призвана отмечать значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в культурной жизни (фестиваль, театральную постановку, СМИ, документальную литературу, экранизацию).

Итак, в шорт-лист в категории «Современная русская проза» вошло 6  произведений из 30 текстов лонг-листа (всего было выдвинуто 120). Короткий список определяли члены жюри (Лев Аннинский, Павел Басинский, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко) под председательством Владимира Толстого.

Любуйтесь, читайте, делайте ставки. Победитель будет объявлен в октябре.

1. Ксения Драгунская «Колокольников – Подколокольный»
2. Олег Ермаков «Песнь тунгуса»
3. Владимир Медведев «Заххок» (см. рецензию в «НГ-EL» от 20.07.17)
4. Михаил Попов «На кресах всходних»
5. Андрей Рубанов «Патриот»
6. Герман Садулаев «Иван Ауслендер»

Алиса Ганиева, «Независимая газета»

10495590cookie-checkМогли бы литераторы сняться для журнала Playboy?
 

Комментарии

  1. АватарА кто-то сомневается?

    Конечно могли бы! Ради больших денег чего только творческая интеллигенция не сделает. Но для журнала и его читателей они абсолютно не интересны: ни лица , ни фигуры.

Добавить комментарий