России прочат новую демографическую яму
С 1990 по 2016 г. наша страна уже потеряла 13 млн человек, подсчитал директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров
Михаил Бочаров. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ
Михаил Бочаров: К сожалению, по статистике (для исследования я пользовался данными Росстата, а также данными ООН, ЦРУ и МВФ), убыль населения настолько велика, что не компенсируется и миграционным приростом. Ведь с 1992 по 2016 г. мы ежегодно теряли от 103 тыс. до 950 тыс. человек. Большинству приезжих гражданства РФ не дали, поэтому с учётом умерших и уехавших наше население уменьшилось примерно на 13 млн и составляет сегодня не 146 млн, а 133 млн человек.
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Вы хотите сказать, что результаты последней переписи населения неверны?
— Данные переписи населения 2010 г. не соответствуют действительности. Ко мне, например, переписчики не приходили ни в 2002 г., ни в 2010 г., хотя я живу в Москве по адресу прописки. На прошлую перепись потратили 16 млрд руб. Затраты на новую будут больше. И снова точно подсчитать население не удастся: работа ведётся по стандартам 1897 г. — года первой российской переписи. С привлечением налоговой службы, участковых, жилконтор, телефонных станций, загсов и банков можно было бы сделать всё дешевле и быстрее.
Государству, безусловно, нужна перепись — потому, что 40% предприятий налогов не платят. 7 млн человек просто «исчезли»: их нет ни среди умерших, ни в числе уехавших, ни в списках налогоплательщиков. Если такая низкая безработица, то почему же занятость уменьшилась на 7 млн человек? Куда делись эти люди?
Одновременно сегодня мы можем наблюдать печальные результаты изменения структуры занятости. Почти на 10 млн человек снизилось число работающих в промышленности, на 3,6 млн — в сельском хозяйстве и на 3,3 млн — в строительстве. Более чем на 17 млн сократилось число занятых в реальном производстве! Зато выросло «поголовье» финансистов (на 876 тыс. человек), чиновников (на 2,1 млн) и торговцев (аж на 7 млн человек). Словом, никто не работает, все торгуют или управляют. В промышленности-то работы не найти — 80 тыс. предприятий закрыли. Поэтому люди «перетекли» в торговлю, на госслужбу и в тень. У нас нет станков, но даже если бы мы их купили — не хватит ни токарей, ни фрезеровщиков.
Пустые деревни
Меняется и региональная структура. За годы реформ население Дальневосточного федерального округа сократилось на 1,8 млн человек, Сибирского округа — на 1,7 млн. В Центральном округе большинство регионов тоже понесли потери: Тверская область — 377 тыс. человек, Тульская область- 363 тыс., Ивановская область- 275 тыс., Владимирская область.- 268 тыс. человек. Только в Белгородской области население выросло на 162 тыс. человек. Прирастают людьми кроме Москвы и Подмосковья разве что мусульманские и нефтегазовые регионы и Краснодарский край — за счёт Сочинской агломерации. С 2016 г. в статистических материалах уже фиксируется Крым, но прирост населения опять отрицательный.
А ведь потеря населения — это оценка работы и правительства, и губернаторов. Странно, что до сих пор не сделано выводов. Вместо решения проблем Минэкономики исправляет статистику. Но физические объёмы исправить трудно — ведь данные есть на местах и по отраслям. И если завод выпустит 10 тракторов, 15 написать невозможно — это будет видно.
Если сегодняшнее состояние экономики сравнить со статданными 1990 г., регресс налицо. Падение производства составило 50%. Самый наглядный показатель — железнодорожные перевозки, они упали на 57%, перевозки людей уменьшились в 3 раза. В сельском хозяйстве только по одному показателю мы превзошли 1990 г., по остальным понесли потери.
Полная версия: Алексей Чеботарёв, «Аргументы и факты»
Я думаю, если смотреть на статистику трезвыми глазами, то в Туле две трети водки нелегальной.
В. Стародубцев, губернатор Тульской области
Но виноват во всём Советский Союз….
Выводы давно сделаны! Правительство работает отлично.
Необходимо дальнейшая интенсификация по уменьшению излишнего народонаселения.
Зачем кормить бездельников? Отапливать их дома? Изводить ресурсы планеты!