Кто формирует самую влиятельную группу в окружении Путина?
Главный предмет, на который стоит обратить внимание при анализе Путинского окружения, — это отношения, которые возникают между окружающими Путина людьми в их борьбе за близость к президентскому «телу». Ряд «экспертов по Кремлю» по сути игнорируют фактически самостоятельную группу сил в окружении Путина, которую мы [Rupolit] будем называть «двором».
В рамках системного противостояния кремлёвских кланов мы [Rupolit] уже выделили несколько серьёзных групп влияния, каждая из которых ведёт систематическое противостояние с остальными башнями Кремля.
В обострившейся войне «всех против всех» мы [Rupolit] выделяем самостоятельную группу в окружении Путина, которую можно обозначить ёмким словом «двор», основу которого составляет ближайшее (в прямом смысле слова) окружение президента. По своим признакам данная группа всё больше напоминает знаменитую «семью», существовавшую во времена Бориса Николаевича Ельцина.
Напомним, что за последние несколько недель репутационным атакам подвергся сын Дмитрия Пескова Николай Чоулз. В конце августа вышла серия статей, посвященных младшему брату губернатора Алексея Дюмина, Артёму Дюмину. При этом Алексей Дюмин подвергся информационной атаке сразу после публикации т.н. рейтинга преемников, в котором губернатор Тульской области (ГТО) был назван вероятным преемником Владимира Путина на посту президента РФ.
В рамках анализа возможных преемников было выделено несколько кандидатур, каждой из которых был установлен условный «политический вес» относительно перспектив занять кресло Президента РФ после ухода Владимира Путина. Дюмин оказался одним из фаворитов, что вызвало нервозность окружающих Путина групп. Мы полагаем, что информационная атака на Пескова и Дюмина являются атакой на группу «двора».
Между тем, Алексей Дюмин, биография которого словно специально затачивается под кресло преемника, представляет группу «двора» из окружения Путина. Данная группа также, как и ранее рассмотренные политические связки «Школов-Чуйченко-Володин-Христенко» и «Сечин-Чемезов», обладает собственными устойчивыми интересами и лоббистскими возможностями.
Костяк группы «Двора» составляют бывшие адъютанты Владимира Путина, так или иначе завязанные на федеральную службу охраны. Иногда, анализируя группы в окружении Путина, эксперты выделяют т.н. «группу ФСО», но мы считаем, что выделение исключительно охрану Путина в самостоятельную политическую группу методологически ошибочно.
Как у любого человека у Владимира Путина есть физиологические и объективные потребности, связанные с организацией президентского образа жизни. Именно те лица, которые находятся в непосредственной физической близости от Путина, и формируют его «двор». Это около полусотни человек, имена большинства из которых не публичны и известны узкому кругу лиц.
К сожалению, наших знаний не достаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о взаимоотношении данной группы с Виктором Золотовым, который ранее возглавлял службу безопасности президента. Предпосылок к тому, чтобы отношения с бывшими подчинёнными были испорчены, нет, и в такой ситуации нельзя исключать, что в рамках противостояния кремлёвских башен нынешний руководитель Росгвардии входит в обозначенную группу «двора».
Таким образом, силовой блок «двора» представляют лица, так или иначе связанные с Федеральной службой охраны. Центральным персонажем в этой группе является Дмитрий Кочнев, нынешний директор ФСО.
В группу стоит записать А.С. Колпакова, начальника управления делами президента РФ. Колпаков теснейшим образом связан с другим выходцем из ФСО – полковником Кузнецовым. Жены Кузнецова и Колпакова владеют т.н. «дворцом Путина», который был впервые упомянут в письме петербургского бизнесмена Сергея Колесникова к Дмитрию Медведеву и окрещён в этом письме «Проект Юг». История с «дворцом Путина» разобрана подробно в других публикациях, в том числе в антикоррупционных расследованиях Алексея Навального. За последним, как мы уже писали, стоят оппоненты «двора» из связки «Школов-Чуйченко-Володин-Христенко».
В группу ФСО входит нынешний заместитель директора ФСБ Евгений Зиничев и другой бывший охранник Путина Алексей Дюмин, который ныне является губернатором Тульской области.
Что до «кошелька» группы, то им выступает компания «СИБУР», принадлежащая богатейшему человеку России Леониду Михельсону. Одним из важнейших бизнес-партнёров Михельсона является Геннадий Тимченко.
Основным источником коррупционной ренты для данной группы стала эксплуатация своих должностных возможностей, которые предоставляют им кресла чиновников.
Схема взаимоотношений может быть отражена следующим образом:
Связи ФСО с «СИБУР» можно отследить как минимум по супруге Дмитрия Кочнева, которая трудится в этой компании на ответственных постах.
Важными лицами в группе «двор» являются Дмитрий Песков и члены семьи Шамаловых. Между представителями «двора» достаточно чётко распределены задачи и ролевые модели. Именно из-за активной роли Пескова и семейства Шамаловы просматриваются аналогии с Ельцинской т.н. «Семьёй»:
Относительно Дмитрия Пескова прослеживается целый клубок связей и интересов. Через свою супругу Татьяну Навку и ближайших родственников он демонстрирует интересы в тех или иных направлениях бизнеса, регионах России. Судя по активности дочери Елизаветы и ряду публичных мероприятий супруги Пескова Татьяны Навки, в группу «двора» можно записать и Рамзана Кадырова, которого традиционно считают самостоятельным субъектом политической системы. Между тем «не первый человек в стране, но и не второй» Рамзан Кадыров выстраивает свои отношения именно с ближайшим «двором» Путина, фактически игнорируя остальные группы политических интересов.
Что касается дополнительной аппаратной поддержки, то к группе примыкает и семейство Грызловых, которое связано с Леонидом Михельсоном через фонд «ДАР», где трудится сын Бориса Грызлова. Именно связями Грызлова с Михельсоном и «двором» можно объяснить возвращение Бориса Грызлова в пул спикеров и возможных модераторов политических процессов в преддверие марта 2018 года.
Стоит отметить, что Дюмин не единственный преемник «двора» — в 2005 г. на пост губернатора Ивановской области лоббировали Михаила Бабича, которого поддерживали Борис Грызлов и Николай Патрушев. И, хотя, Грызов в группе «двора», равно как и Патрушев не являются ключевыми игроками, можно говорить о том, что Бабич их, а значит и «дворцовый» человек.
Совершенно понятно, что у данной группы интересов имеется собственный «кандидат в преемники». Уже больше года слухачи активно обсуждают возможность того, что нынешний ГТО (Губернатор Тульской области) Алексей Дюмин и станет преемником Владимира Путина. Последние несколько лет из Дюмина словно «лепили» преемника – включили в процессы по возврату Крыма, сделали «героем России», назначили на государственную должность в систему исполнительной власти. Дюмин отличается не только идеальной биографией для преемника, но и максимальной лояльностью к Путину и преданностью. Он также находится в идеальном возрасте, чтобы занять кресло президента на последующие два срока.
Что касается ФСО, то Евгений Зиничев (также как и Дюмин бывший охранник Путина), который ныне является заместителем директора ФСБ являлся обманной фигурой – в момент назначения Зиничева на пост губернатора Калининграда появились слухи о том, что он также возможный преемник Владимира Владимировича. Не исключено, что назначение Зиничева на пару месяцев в Калининград было неким «обманным манёвром» и временным решением, призванным в том числе отвлечь общественность от слухов, что Дюмин вероятный преемник. В любом случае, интерес «двора» прослеживается по линии Зиничева прослеживается также и в ФСБ.
В такой связи примечательны бизнес-связи брата Дюмина, которые уходят к клану Бажаевых. В рамках продажи своих нефтяных активов клан Бажаевых, судя по всему, усиленно пользовался покровительством Эдуарда Худайнатова (человек Сергея Собянина).
Помимо этого, в окружении Собянина также есть интерес предпринимателя Дмитрия Шумкова, который связан проектами с Татьяной Навкой.
Что касается супруга Кирилла Шамалова Екатерины Тихоновой, то на схеме мы отдельно выделили кругооборот акций компании «СИБУР» между Михельсоном, Тимченко и Шамаловым. В рамках указанного движения изначально акции у Михельсона приобрёл Геннадий Тимченко. Спустя время Тимченко продал акции Кириллу Шамалову, который затем продал эти же акции Леониду Михельсону. Как писали СМИ, возможная выгода для Кирилла Шамалова от такого «кругооборота» акций в природе составила не менее 100 миллионов долларов.
Кроме того, отец Кирилла Шамалова Николай ранее входил в ближайший круг Путина. Другой сын Николая Шамалова оказывает влияние на компанию «Газпром-медиа».
В этой связи достаточно интересно аппаратное положение Сергея Собянина, который также упоминался нами в связке «Школов-Чуйченко-Володин-Христенко». Собянина сложно рассматривать как полноценно самостоятельный субъект или центр группы интересов. Его доступ к телу, а значит к власти ограничен, по сравнению с другими группами вокруг Путина. Между тем, представляя московский капитал и московские финансовые активы, Собянин имеет возможность договариваться с каждой из групп интересов. Т.е. группа московских предпринимателей, словно маятник, может примыкать к различным политическим силам. Сам же Собянин скорее модератор этих отношений, и может оказаться полезным любой политической силе – таково эксклюзивное положение мэра Российской столицы.
Органическим оппонентом «двора» является рассмотренная ранее связка «Школов-Чуйченко-Володин-Христенко», поскольку функционал их также, как и у «двора», во многом завязан на Администрацию президента. Аппаратными же союзниками «двора» может выступить наметившаяся связка «Чемезов-Сечин» совместно с обновлённым руководством администрации президента. Нюанс в том, что обновлённое руководство АП хоть и обладает известной близостью к Путину, но скорее формально, в то время как неформальными связями располагает именно «двор». Таким образом, аппаратный союз связки «Чемезов-Сечин» и «Двор» просматривается как довольно логичный и вероятный. Тем более, что принципиальные противоречия в этих связках представлены относительно малосущественными историями:
— противоречивость и напряженность отношений Тимченко и Сечина после 2009-2010 годов.
— противоречивость взаимоотношений Чемезова с Московскими ФПГ.
— непростые отношения ФСО и ФСБ.
Впрочем, про отношения Игоря Ивановича с различными группами в окружении Путина мы поговорим в следующей статье.
Александр Устинов, Rupolit
Домыслы, домыслы, домыслы..Я так понимаю, автор статьи начитался Зыгаря, вколол себе два куба хмурого и возомнил себя политологом
Насчет хмурого прям со знанием дела.
Царедворство и тысячу лет назад было и через тысячу будет.
Я могу тебе такую схему нарисовать, в которой половина будет масонами и тамплиерами, а вторая баварскими иллюминатами. Но я же не всемирно уважаемое издание руполит, да.. Кто мне поверит..
Ещё по плечу похлопай снисходительно.
хорошо
А мы тут причём ?
Все гадают… кто… да никто… у Путина еще срок есть)))