Правнук Екатерины II подался в баптисты и стал одним из их лидеров
Граф Алексей Бобринский на посту министра путей сообщения пытался пустить русскую железную дорогу по британской колее. Фото из семейного архива Н.Н. Бобринского
Протестантский мир отмечает в этом году 500-летие Реформации. У отечественных евангельских христиан свой юбилей: 150 лет отсчитывается от начала баптистского движения в России. С этой датой связана следующая история.
Богородицкая Реформация
Есть в Тульской земле райцентр Богородицк. Краса и главная достопримечательность городка – Дворец-музей графов Бобринских, утопающий в зелени роскошного старинного парка.
Основатель рода Бобринских – внебрачный сын Екатерины II и графа Григория Орлова Алексей Бобринский (1762–1813) – получил Богородицкую усадьбу в качестве подарка от императрицы. Ныне во дворец из частных собраний и государственных музеев возвращаются разнообразные реликвии, связанные с жизнью и деятельностью графов Бобринских.
Посетитель, осматривая экспозиции с произведениями декоративно-прикладного искусства, может наткнуться глазами на предмет явно нехудожественного свойства. Это простой, изъеденный временем темно-бурый кирпич. На одной из его граней виднеется большое клеймо с буквами «Гр.А.П.Б.». Чью же память хранят инициалы? А это граф Алексей Павлович Бобринский, правнук Екатерины II. Вот как об этом человеке писал Сергей Витте:
«Граф Алексей Бобринский при Александре Втором был министром путей сообщения и я служил под его начальством. Это был благороднейший и честнейший человек, но тоже не без странностей. За свое благородство он угодил, будучи министром путей сообщения, на гауптвахту за то, что не потрафил княгине Долгорукой (Юрьевской) в ее денежных аферах, а затем вышел в отставку и более не являлся в столицу». Княгиня была фавориткой монарха.
10 июля 1874 года энергичный, хорошо знающий свое дело и принципиальный управленец вынужден был оставить министерское кресло. Тогда же в жизни Бобринского произошел судьбоносный духовный переворот, который коренным образом изменил его душу и мировоззрение.
Все началось с того, что граф заметил в поведении некоторых своих друзей разительную перемену. Довольно легкомысленные ранее, они теперь то и дело толковали о Библии, отказывались от многих светских развлечений. Как разузнал Бобринский, все они с недавних пор сделались завсегдатаями духовных собраний, которые устраивал английский проповедник лорд Редсток.
Бобринский иронизировал, подшучивал над друзьями, критикуя их веру в Библию. По его мнению, в Библии уж очень много противоречий.
С лордом Редстоком Алексея Павловича впервые свела его супруга, Александра Алексеевна. Несмотря на взаимное непонимание во время первого знакомства, Бобринский не отказался от дальнейших встреч с проповедником. Во время продолжительных бесед с Редстоком он пускался в горячие споры.
Однажды проповедник предложил графу составить список библейских текстов, которые он считает противоречивыми. Алексей Павлович долго и упорно корпел над страницами Священного Писания и наконец пришел к Редстоку с целым набором противоречивых, на его взгляд, изречений.
При разговоре о содержании Библии случилось нечто особенное, трудно объяснимое. Бобринский почувствовал какое-то внутреннее озарение, стал по-другому смотреть на Библию. «Каждый стих из Библии, который я читал для утверждения своей правоты, обращался стрелой против меня, – не раз позже свидетельствовал Бобринский. – Во время нашей беседы я почувствовал силу Духа Святого. Я не мог себе объяснить, что со мной произошло, но в душе моей зажглась вера».
Духовный переворот, происшедший с Бобринским в результате бесед с Редстоком, казался на первый взгляд неожиданным для его друзей и даже для него самого. Но у этого, казалось бы, спонтанного обращения была определенная предыстория. Около 1864 года, в бытность свою царским флигель-адьютантом, граф Бобринский по распоряжению Александра II был направлен на усмирение крестьянского восстания в одно из сел южной России. Крестьяне взбунтовались из-за несправедливости и жестокости местных властей. Атмосфера накалилась до такой степени, что восставший народ стал крушить все подряд, избивая не только чиновников, но и друг друга.
Бобринский отдал приказ солдатам окружить село и решительно расправиться с бунтовщиками. Неожиданно в роли умиротворителей опасного конфликта выступили местные штундисты, как тогда называли христиан протестантского направления. Из населенного пункта, оцепленного войсками, пробрался к Бобринскому пресвитер штундистской общины. Он поклонился графу и сказал: «Ваше превосходительство, мы просим вас не проливать кровь зазря, дайте нам еще дня два. Мы с Божьей помощью постараемся все уладить». Граф дал согласие. А из Петербурга тем временем пришла грозная депеша. Царь требовал незамедлительных мер и выражал крайнее недовольство бездействием флигель-адьютанта. Но Бобринский все-таки сдержал данное слово, и на третий день к нему явилась большая делегация штундистов. От имени крестьян они просили помилования у царя, обещали впредь улаживать недоразумения мирным путем. Граф заверил ходоков, что в случае восстановления нормальной жизни и порядка никого карать не будут.
Такой исход дела обрадовал штундистов. На проводы графа они собрали все село, спели духовные песнопения. А на прощание прочитали из Евангелия слова Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Лет через одиннадцать в московскую гостиницу «Дрезден», где остановился граф Бобринский, прибыли двое юношей. Оказалось, что это сыновья тех штундистов, которые вели переговоры с графом о прощении крестьян-бунтовщиков. Они сообщили Бобринскому, что члены их общины более десяти лет не перестают молиться Богу о спасении души графа. «Мы пришли узнать, услышана ли наша молитва?» – спросили гости. Граф опешил. Он обнял посетителей и сказал: «Благодарю Бога моего и вас. Молитва ваша услышана. Я теперь тоже ваш брат во Христе».
Екатерина II подарила усадьбу в Богородицке своему внебрачному сыну, внук которого стал проповедовать Евангелие.
Вид главного схода из дома в сад в селе Богородицком. Рисунок А.Т. и П.А. Болотовых, конец XVIII века
Финал этой истории похож на святочный рассказ, на эпизод из житийной литературы. Но как бы то ни было, он стал частью духовной биографии Бобринского. Впервые о нем поведал в мемуарах близкий друг и соратник Бобринского граф Модест Корф. Примкнув к единоверцам лорда Редстока, граф Алексей Бобринский становится одним из лидеров евангельско-баптистского движения в России. Он помогает руководителям новых религиозных общин, проповедникам из аристократических кругов Василию Пашкову и Модесту Корфу учредить «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», организовать в апреле 1884 года первый в истории России совместный съезд христиан родственных религиозных течений. «Общество по распространению Священного Писания», «Приют для детей всех религий» открываются и существуют благодаря материальной и духовной поддержке графа Бобринского.
В своем петербургском доме Бобринский начинает проводить свободные духовные беседы для молодых людей. Зимой 1881 года Алексей Павлович вместе с Редстоком совершил продолжительную миссионерскую поездку по Испании и Южной Франции. Сельские и городские жители этих стран с интересом слушали речи русского графа-проповедника.
Два тульских графа
Писатель Николай Лесков в очерке «Лорд Редсток и его последователи» дает примечательную характеристику некоему графу:
«Самый лучший сорт слушателей Редстока есть не теоретики, а практики. Они находят много духовного в самом Редстоке и согласны с ним в его взгляде на оправдание, но они отнюдь не расходятся с Церковью и даже многие из них остаются ее усердными радельцами. Таков, например, граф***, человек весьма замечательных способностей, обширного образования и хороший знаток не только Библии, но и отеческих писаний. Это весьма известное лицо, еще не так давно занимавшее одно из виднейших мест в государственной иерархии; он теперь живет в своих родовых поместьях, хозяйничает и неустанно изучает Священное Писание и творения святых отцов… Он весь занят религиозным просвещением окрестных крестьян. Успехи его замечены епархиальным архиереем, который предложил ему проповедовать в церкви».
Хотя Лесков и не называет фамилию графа, но, судя по характерным данным, это, вне сомнения, граф Алексей Бобринский. Он подолгу жил в тульской усадьбе. Занимаясь неотложными делами по хозяйству, Бобринский находит время и для устройства духовно-просветительских собраний назидательного общехристианского характера. Крестьяне, рабочие, служащие без какого-либо принуждения стекались на проповеди графа. Среди дворян Тульской губернии тоже ходило немало слухов о необычном проповеднике. Кое-кто из близких друзей даже называл его «русским Спердженом».
Если Лесков с симпатией относился к духовной деятельности Бобринского, то обер-прокурор Синода Константин Победоносцев был настроен откровенно враждебно и свои антипатии к проповедническим трудам Бобринского выражал в переписке с государственными чиновниками. О своем негативном отношении к Бобринскому он направил 26 декабря 1882 года уведомление тогдашнему министру внутренних дел графу Дмитрию Толстому:
«Многоуважаемый граф Дмитрий Андреевич. Я прочел в газетах известие, что на тульских выборах избраны в числе других предводителями: в Богородском уезде – граф Алексей Пав. Бобринский, а в Крапивенском – гр. Лев Толстой. А.П. Бобринский, хотя и был министром путей сообщения, но, как известно, и в то время считался за полоумного. В последние годы он совсем сбился с толку под влиянием В.А. Пашкова и стал одним из самых фанатических проповедников пашковщины. Прошлой зимою он совершал вместе с Редстоком поездку по Испании и Южной Франции, останавливаясь в селах и городах, где оба публично проповедовали. Вернувшись в Россию, он открыл у себя в имении Богородского уезда, дома и на площади, проповеди, на которые созывал народ к общему соблазну, отводя от Церкви и ее учения. О сем была переписка с мин. внутр. дел».
Бобринский завязывает близкое знакомство с Львом Толстым. Они обмениваются визитами, ведут многочасовые беседы о вере, о толковании Священного Писания.
В письме к тетушке Александре Андреевне от 20 марта 1876 года Толстой, делясь впечатлениями от бесед с Алексеем Павловичем, отмечает: «Бобринский очень поразил меня искренностью и жаром своей веры. И никто, никогда лучше мне не говорил о вере, чем Бобринский. Он неопровержим, потому что ничего не доказывает, а говорит, что он только верит, и чувствуешь, что он счастливее тех, которые не имеют его веры, и чувствуешь, главное, что этого счастья его веры нельзя приобрести усилием мысли, а надо получить его чудом. И этого-то я желаю, и об этом писал Урусову…»
Толстой и сам не раз наведывался в поместье к Алексею Бобринскому для продолжения религиозно-философских прений. Во время прогулок Лев Николаевич восторгался живописной природой, созерцал красоты парка. Картины усадьбы Бобринского Толстой воссоздал на страницах романа «Анна Каренина». Родовое гнездо собеседника Толстой изобразил в описании имения Вронского — Воздвиженского.
В начале 1890-х годов Алексей Бобринский и Лев Толстой организовывали совместные кампании помощи населению, голодающему от последствий сильной засухи.
Семью Толстого и семью Бобринского связывали нити родства. Второй сын Толстого, Илья Львович, был женат на Софье Николаевне, мать которой, Софья Алексеевна, и Александра Алексеевна, супруга Алексея Павловича Бобринского, были родными сестрами. Дети Бобринских часто гостили у своей двоюродной сестры Софьи Николаевны в Ясной Поляне.
Дневник его жены
В научном отделе Богородицкого дворца-музея хранится личный дневник жены Алексея Павловича, графини Александры Алексеевны. Супруга Бобринского полностью разделяла его религиозные взгляды и была самоотверженной помощницей во всех начинаниях мужа.
Семейство Бобринских часто выезжало за границу. Дневник Александры Алексеевны охватывает один из периодов жизни в Англии и Франции. Скупые дневниковые записи – это в основном личные переживания матери-христианки, наделенной сердечной верой в промысел Божий. «Наш повседневный лозунг – только вера каждый день», – гласит запись, сделанная во время встречи Нового, 1884 года в Лондоне.
Все молитвы, помыслы и заботы Александры Алексеевны вращаются вокруг проблем, связанных с воспитанием детей. У Бобринских было восемь детей, первенец умер в младенчестве. Дети имели нрав не простой. «Лев вечером молился, чтобы Бог сделал его миссионером в Индии, и, если бы индусы захотели убить его, чтобы ему не побояться, а просить Бога простить их», – отмечает материнская рука. Младший сын более других проникся духом родительской веры. Вместе с матерью он остро переживал по поводу нехристианских увлечений своих братьев. «Сегодня Лев молился: О, Спаситель, пусть Алеша и Димар не блуждают и не повинуются золотому тельцу. Лев сказал: Я нисколько не забочусь о деньгах. Я могу отдать все, даже мою рубашку и ходить голым, ибо от сего времени я принадлежу Господу», – записывает мать.
Алеша под влиянием родителей и местных проповедников со временем решил служить бедным людям делами милосердия. Матушка знакомит его с проповедниками Армии Спасения, пристраивает на работу в христианские миссии.
На страницах дневника можно встретить и краткие упоминания о деятельности мужа. Алексей Павлович весь погрузился в духовную работу. Вместе с западными христианами он готовит к публикации библейские брошюры для России, участвует в благотворительных акциях и богослужебных собраниях Армии спасения. Каждый день супруги Бобринские обходят хибары моряков, беседуя о Боге. У себя в доме устраивают вечерние беседы и чаепития для бедняков.
Из Англии Алексей Павлович путешествовал во Францию, выступал с докладами на духовных конференциях, встречался там со своим единоверцем Василием Пашковым.
«Алексей возвратился загриппованный, но очень счастливый», – записывает супруга. А 30 января 1885 года Александра Алексеевна указала на главный источник счастья: «Сегодня день нашей серебряной свадьбы. Мы реализовали любовь к Богу в прошлом и настоящем».
До золотой свадьбы эта счастливая супружеская пара не дожила. Завершили свой земной путь супруги Бобринские вдали от России. Алексей Павлович скончался во французских Каннах на собственной вилле Святого Георгия 8 октября 1894 года. Там же спустя одиннадцать лет мирно почила в Боге и верная спутница его Александра Алексеевна.
Старая дворянская усадьба в Богородицке хранит память о роде графов Бобринских, который подарил миру государственных мужей, предпринимателей, ученых, духовных и общественно-политических деятелей. Среди них министр-реформатор, заводчик, землевладелец-устроитель Тульского края и неутомимый проповедник Евангелия граф Алексей Павлович Бобринский.
Владимир Попов, «Независимая газета»
Реформат, реформатор,.. Трансформатор! Заговариваетесь?!