Но разве это могло отпугнуть русского человека от самовара?!
Самоварная столица
Петербургские извозчики в чайной. 1860 год
В 1996 году Тула отметила 250-летие этого уникального изделия. Однако, кроме Тулы, на почетное звание родины самовара претендуют и три уральских завода — Суксунский, принадлежавший Демидовым, Троицкий, которым владели Турчаниновы, и Иргинский, его хозяевами были Осокины.
К 1820-м годам Тула стала играть все большую роль в самоварном производстве и заслужила звание «самоварной столицы». Здесь слесарь Лисицын открыл небольшую мастерскую. Подражателей ему нашлось много, и к 1850 году в Туле имелось уже 28 самоварных фабрик. Самыми значительными из них были фабрики Федуркина, Ломова, Рудаковых, Баташовых. Процесс создания самовара был сложен и кропотлив.
Старожил-самоварщик деревни Маслово Н.Г. Абросимов вспоминает: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».
На фабриках шла сборка и отделка самоваров, а вот изготовление деталей происходило на дому. Порой целые деревни изготовляли одну-единственную деталь.
138 чашек из 1836 года
Самовар обычно ставили на специальный самоварный столик или табурет. В домах рабочих — на комод. Самовар стал символом праздника, домашнего уюта и легендарного русского гостеприимства. Об этом свидетельствовали остроумные надписи, которые на нем делали: «Где есть чай, там и под елью рай», «Самовар кипит — уходить не велит». Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги».
На Руси качество чая сравнивали с поцелуем. Напиток должен быть таким же горячим, крепким и сладким. Еще в первой половине XIX века сложился определенный ритуал чаепития. Чай из самовара разливала хозяйка дома либо ее старшая дочь. Возле них стояли чашки, и, по мере прибытия гостей, они наливали чай — обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали и вновь заполняли ее.
Николай I любил, чтобы во время семейных чаепитий царской семьи чай разливала императрица Александра Федоровна. Хозяйка известного, великосветского салона Софья Николаевна Карамзина, старшая дочь знаменитого историографа, тоже собственноручно разливала чай гостям. Друзья в шутку прозвали ее «Самовар-пашою». Однажды Софье Николаевне пришлось налить 138 чашек подряд. «Мне чуть-чуть не стало дурно!» — признавалась она в письме брату Андрею в ноябре 1836 года.
Полотна К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева приучили современного зрителя к тому, что чай с самоваром — прерогатива купечества. На самом деле самовар изначально ставился в дворянских семьях. Чай из него обычно подавался со свежими сливками, для хранения которых требовался правильно устроенный ледник (особое помещение со льдом для скоропортящихся продуктов). Поэты Федор Тютчев и Иннокентий Анненский любили пить чай со сливками, причем последний добавлял их в чрезвычайно крепко заваренный чай. Петр Каверин, царскосельский лейб-гусар и повеса, воспетый в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», прославился не только бесчисленными пирушками и кутежами. До нас дошла поговорка его собственного сочинения: «Где нам, дуракам, чай пить, да еще со сливками». Смысл ее был в следующем: «Где уж нам равняться с вами, мы люди бедные», ведь чай, особенно со сливками, был в те времена роскошью.
Состоятельные жители столиц пили чай из серебряных самоваров. Медный же самовар был редким явлением в салонах петербургских сановников. Однако именно такой самовар появлялся на столе в салоне государственного деятеля, литератора и министра внутренних дел графа Дмитрия Николаевича Блудова за вечерним чаем. Граф Блудов в течение 36 лет занимал множество высших государственных должностей, но никакого личного состояния не нажил. Современники отмечали, что жил граф на одни государевы оклады, то есть по петербургским понятиям довольно скудно, питался скромно и серебряного самовара себе не позволял.
Сегодня мы можем заварить себе быстрый чайный пакетик и, обжигаясь, выпить чашку чая на бегу, особо не разбирая вкуса. Раньше такое неуважение было сложно представить. Чаепитие в России всегда носило характер национального обычая и было поводом собрать всю семью за столом. За чаем обменивались новостями, велись неспешные беседы, даже заключались торговые сделки.
Как зеркала помнят радости и горести своих хозяев, пузатые бока самоваров, начищенные к празднику до блеска, помнят веселую предпраздничную суматоху и предощущение чуда.
Н. Богданов-Бельский. День рождения учительницы. 1920 год
«Самовар гонит к обеднению…»
В конце XIX века беллетрист М.С. Потапов издал целое сочинение под названием «Самовар — на стол, а хлеб на базар. Проза и стихи из быта крестьян», где пытался доказать, что «самовар много вредит и без того уже бедному человеку, который, пристрастившись к самовару, добровольно гонит сам себя если не к обнищанию, то к совершенному обеднению. Бедность происходит оттого, что бедный крестьянин ставит у себя на столе ежедневно самовар».
От этого в семье появляются лишние траты, убеждал сочинитель. Самовар — синоним избыточной для простого человека роскоши. Но разве это могло отпугнуть русского человека от самовара?!
Полная версия: Екатерина Зайцева, «Российская газета»
Беллетрист Потапов сегодняшним властям бы очень пригодился.