Не так давно закрылся ресторан «Дружба» («Аквинокс») – культовое заведение общепита. Вспомним его добрым словом: об ушедших в иной мир не принято говорить плохо.
Середина 1970-х. «За любовь, дружбу и обмен опытом!» – таким был фирменный тост музыкантов ресторана «Дружба». На фото: Николай Пчёлкин, Валерий Барымов, Вадим Ярцев, Юрий Крампульс, Светлана Смирнова, Юрий Чагин
Итак, в 70−80-х годах прошлого века в Туле было 11 ресторанов. Помимо «Дружбы» бойко функционировали: «Отдых» (на Зеленстрое), «Тула» и «Москва» (в одноимённых гостиницах), «Кузнецкая слобода» (на улице Прокудина), «Центральный» (в одноимённой гостинице на ул. Советской), «Упа» (в здании фабрики-кухни, где нынче головной офис Сбербанка), «Восток» (в Кировском посёлке), «Банска-Бистрица» (на ул. Металлургов), «Сокол» (на втором этаже аэровокзала) и ресторан станции «Тула» на Московском вокзале.
1960-е гг. Интерьер ещё одного модного ресторана. Назывался он «Тула» и располагался на первом этаже одноимённой гостиницы.
По большому счёту, все эти заведения отличались друг от друга разве что названием и интерьером. Остальные составляющие — меню, репертуар музыкантов, сервис — были из разряда типовых. Или, как раньше говорили, среднестатистических.
Поход в ресторан (в народе их чаще называли «кабаками») считался неким вызовом обществу.
Эти «оазисы праздного времяпрепровождения» не вписывались в рамки высокой морали строителей коммунизма, они считались пристанищами разврата и порока. Отчасти, так оно и было: годы советской власти начисто выскребли из соотечественников все остатки ресторанной культуры. Редко кто ходил сюда для того, чтобы вкусно поесть. Влекло другое — бесшабашное веселье, возможность оторваться по полной программе.
От кофейни — к кабаку
По воспоминаниям тульского журналиста Владимира Шестакова, до 1965 года на первом этаже дома № 78 по пр. Ленина располагалось молодежное кафе «Юность». Но «руководству треста столовых и ресторанов, видимо, показалось расточительством использовать такие площади для продажи только кофе и коктейлей с мороженым, и появилась „Дружба“ (в левом крыле от входа). В правом крыле работала кафешка-забегаловка, даже в верхней одежде обслуживали»…
К слову сказать, с той поры, как редакции сразу нескольких тульских газет разместились в 12-этажке на ул. Ф. Энгельса, «Дружба» приобрела у журналистской братии большую популярность. С лёгкой руки поэта Сергея Белозёрова в «Молодом коммунаре» вошла в обиход присказка «Не в службу, а в «Дружбу».
— Мы почти с каждой зарплаты обедать туда ходили, — поделилась воспоминаниями журналист Тамара Анатольевна Пузанова. — Гелиодорыч (Александр Ермаков), Борис Играев, я, потом Капитолич (Александр Парфененков), Ольга Леонова, иногда Серёжа Белозёров, Сергей Ждакаев и т. д. Котлеты по-киевски там ничего так делали, соляночка московская приличная была — стандартный набор совкового рЭсторанного общепита. <…>Днем скатерти не меняли, только к вечеру. Курить было можно всегда. <…> Молодой зверский аппетит разрешал нам не обращать внимания на порядочное свинство прокуренного кабака. Но как нас выручал этот кабак в вечернее время, когда недопито, а магазины закрыты!..
Дёшево и вкусно
Соотношение цен и зарплаты в «брежневскую» эпоху было почти правильным, поэтому посещение ресторации мог себе позволить почти каждый трудящийся гражданин.
Известная исполнительница романсов Яна Баро вспоминает, что в 1983 году вечерний «комплект» из 150 г армянского коньяка, салата «Нежность», котлеты «Юность» (типа киевской, но не из целикового куриного филе, а из рубленого) с гарниром из жареного картофеля стоил в «Дружбе» 11 рублей. В ресторане «Москва» это обходилось на два рубля дороже.
Примерно в те же годы комплексные обеды (салат «витаминный», суп, второе, компот и хлеб) шли на ура по цене 1 рубль 20 копеек. Недорого, если учесть, что готовили их по ресторанным стандартам.
«Бойцы вспоминают минувшие дни…»
— Ресторан-бар «Дружба» в середине 1970-х — начале 1980-х годов представлял собой весьма своеобразное место. Там не было хорошей кухни, как в «Туле», дешёвого пива, как в «Упе», пьяного угара, как в «Центральном», весёлого студенческого разгула, как в «Отдыхе», или уединённости, как в «Соколе». Но при всём при том мы, 18−20-летние юнцы, сюда захаживали частенько. Причин было несколько: слева, собственно в ресторации, — возможность за три рубля взять бутылку сухого и салатик, потанцевать с возрастными девушками и склонить за вечер кого-нибудь к «продолжению банкета» на квартире; справа, в баре, — посидеть с друзьями, попить водки с ликёром «шартрёз», а также пообщаться с забредавшими сюда в поисках «дружеского стаканчика» разными интересными людьми.
В баре за стойкой работали в очередь два Кольки с фамилиями Тесаков и Топорков. Один белый, другой черный. Мы с другом были, как мы это называли, «завсегдадатыми» в этом заведении. Посему пока мы шли от порога до стойки, бармены успевали налить нам по рюмашке и выложить пачку модных сигарет «Монтекристо». Они не отказывали ставить принесенные кассеты с записями Дженис Джоплин, Deep Purle, Джимми Хендрикса или Jesus Christ Superstar. Но однажды мы принесли с собой кассету с песнями Розенбаума. На третьей в бар влетела тётенька-метрдотель с шиньоном, в бордовом пиджаке, с криком: «Выключите немедленно этого антисоветчика! Кто разрешил?! Смерти моей хотите?!» Еле мы её утихомирили…
Места в «Дружбе» лучше было заказывать заранее, иначе велика была вероятность остаться снаружи. Правда, постоянным клиентам мэтр всегда находила какой-нибудь столик. Поминаю добрым словом, хотя уже и не помню, как её звали.
— В «Дружбе-Аквиноксе» я играл с 1987 по 1995 год. От прочих он отличался тем, что был первым в Туле, куда начали возить интуристов. К их приезду повседневные скатерти, столовые приборы и униформа на официантках заменялись на «парадные», блюда готовились с особой тщательностью. Хотя, надо заметить, кухня в «Дружбе» всегда была на высоте. Может, поэтому после концертов именно сюда приезжали со своими командами известные артисты. Например, Вахтанг Кикабидзе, Виктория Руффо, Спартак Мишулин, Яна Поплавская и Саша Тиханович, ансамбль «Сябры». С последними мы, кстати говоря, дружили, несколько раз устраивали после работы знатные сейшены…
…Вечером было много желающих попасть в ресторан, очередь у входа стояла. А потом, в середине 90-х, пришли другие хозяева, из столицы. «Дружба» стала «Аквиноксом», былая слава начала потихоньку рассеиваться… Хороший был кабак, жаль его.
…Сегодня на месте «Дружбы» работает магазин товаров для новобрачных. А когда-то счастливые молодожёны справляли здесь весёлые свадьбы…
Прощай, «Дружба», мы тебя не забудем!
Елена Рябикова, myslo.ru
Барымова звали Вадик, играл на саксу. К сожалению умер рано.
Я аж расчувствовался.
Хорошее время было…
Сначала:
Поход в ресторан (в народе их чаще называли «кабаками») считался неким вызовом обществу.
Эти «оазисы праздного времяпрепровождения» не вписывались в рамки высокой морали строителей коммунизма, они считались пристанищами разврата и порока. Отчасти, так оно и было: годы советской власти начисто выскребли из соотечественников все остатки ресторанной культуры. Редко кто ходил сюда для того, чтобы вкусно поесть. Влекло другое — бесшабашное веселье, возможность оторваться по полной программе.
Потом:
Соотношение цен и зарплаты в «брежневскую» эпоху было почти правильным, поэтому посещение ресторации мог себе позволить почти каждый трудящийся гражданин.
Эту мантру про «вызов обществу» заставляют писать или сам автор такой идиот? Тем более, что сам пишет, что поесть в ресторане мог себе позволить любой трудящийся. Рубль-два обед стоил в любой столовой. Почему бы за эти деньги было не пообедать в ресторане или кафе?
А про «Дружбу» можно добавить, что обстановка там вполне соответствовала названию. Очень терпеливый и внимательный персонал. Всегда отличная музыка. Хорошая кухня (не зря те же котлеты «по киевски» вспомнили). Приятно там было провести время.
Написав про «вызов обществу» автор (на мой взгляд, совсем не идиот) имел ввиду, скорее всего вечерние посиделки, когда шёл активный !съём» партнёров на ночь-другую; когда пропивались-проедались суммы, превышающие официальные зарплаты граждан: когда гости напивались в го..но и устраивали побоища; когда в туалете шла фарцовка «дефицитом» пр. и пр.
Пообедать в ресторане мог любой, хоть каждый день, но — комплексной едой. Она была недорогая — 1-1.20 за первое-второе-компот и хлеб. По меню обед обошёлся бы раза в 2 дороже.
Мы, как многие соотечественники, не готовившие дома, предпочитали столовки, где комплексная трапеза обходилась в сущие копейки!)))
Мороженое, шарики, очень вкусное в советских ресторанах было.
«….Мой номер 245, на телогреечке-печать, когда-то жил я в Криволучье…»-напевал нам в Аквиноксе местный «соловей -разбойник»! а ДО ТОГО СТУДЕНТАМИ МЫ ПОХАЖИВАЛИ В дРУЖБУ, ДАВНО ЭТО БЫЛО, КОГДА ЕЩЕ ДЕРЕВЬЯ НЕ БЫЛИ БОЛЬШИМИ….
Да и правда время было хорошее, мы были добрее. Что касается сотрудников «Дружбы» была,к сожалению, официантка Нина Алексеевна. Умница,красавица и просто удивительная женщина. Жаль таких людей уже нет…
Метродатели были СУПЕР Минакова, Водичка член КПСС-кормила Брежнева Л.И. при вручении города-героя Туле, а в баре один Колька с фамилией Араис, официанты Олег Гришин,Щёголев, Саша Комар, а девчёнки были все прекрасны ,вышибала в баре Женя Ярцев
Количество ресторанов показывает об уровне благосостояния народа! В СССР ресторанное дело процветало. Даже в нищей Туле было полно ресторанов, вечерами всегда полно народа! Не считая всяких кафе, рюмочных, закусочных и пр..Нынешняя власть довела народ до такого состояния, что ему не до ресторанов! Остались только пивные магазины типа «Пивасиков», но и их скоро закроют.Кстати, были свидетельства, что некоторые даже зимой 41г работали….
А про ресторан на Ряжском запамятовали?Тихо…спокойно..культурно..А из за закрытия ресторана Сокол пострадал зам Юнака…закрыв его на несколько дней для свадьбы дочери.Жалобы летчиков и прежние жалобы жен в ЦК сделали свое дело.Его поставили директором на заводе в Заречье.Кстати..недавно узнал..что там играл когда то Анатолий Кролл со своим оркестром.
да..кстати..кто помнит как в кафе Мир выступал Высоцкий?
Прекрасное было время..
1984-1985 годы, помню розеточки из тюзапеченого теста, в которых к коньяку на закуску подавали грецкие орешки! И один из тостов от Лены Парфеновой был «за любовь и службу и бар Дружбу»! Хорошее было время и место ))))
А Левушка Фомичев? Пел, играл. В студенческие годы с 1979 по 1982 там отжигали, эх…
Прелесть, одной помойкой меньше.
Зарплата многим позволяла сходить в «кабак».
СКОЛЬКО ЖЕ ВСЯКОГО-РАЗНОГО: ДОБРОГО И ВЕСЕЛОГО. РАДОСТНОГО И ГРУСТНОГО СВЯЗАНО С ЭТИМ МЕСТОМ.
МЫ, МЛАДОКОММУНАРОВЦЫ, СЮДА НЕРЕДКО И ОБЕДАТЬ-УЖИНАТЬ ХОДИЛИ, ХОТЯ БЫЛА В «КОММУНАРЕ» ОТЛИЧНАЯ ТИПОГРАФСКАЯ СТОЛОВАЯ — НО ТАМ МОЖНО БЫЛО ПОКУШАТЬ В ЖЕСТКИЙ ПРОМЕЖУТОК С 11 ДО 14 ЧАСОВ, А У ЖУРНАЛИСТОВ РАБОЧИЙ ДЕНЬ БЕЗРАЗМЕРНЫЙ …НУ И ВСЯКИЕ СОЮЫТИЯ ТАМ ОТМЕЧАЛИ…И БЫЛО ПО КАРМАНУ, И ПО ДУШЕ