Негативная динамика на селе пока сохраняется
Коллаж Александра Фирсова / АиФ
Животноводство региона, по данным министра сельского хозяйства Дмитрия Миляева, в целом развивается успешно. За 5 месяцев этого года в сравнении с январём – маем прошлого объём производства мяса составил 166%, яйца куриного – 160%.
Плюсы – минусы
А если вспомнить прошлый год, то мясо в хозяйствах всех категорий тогда сплюсовало на 9,7% к 2015 г., составив 98,3 тыс. тонн. К слову говоря, только за пять месяцев годанынешнего произведено 50 тыс. тонн, то есть больше половины прошлогоднего объёма. Правда, вытягивает показатели пока, в основном, птица – кура и индейка, на их долю приходится 78%, и только 11% –на говядину и свинину.
В яйцах куриных тоже прибавили – 3% (194,5 млн. шт). С молоком хуже – минус 0,8%. Причём, по признанию профильного министра, негативную тенденцию переломить пока не удалось. Сопоставляя январь-май 17-го с 16-м, статисты и аграрные чиновники констатируют: надои продолжают падать, причём теперь уже на 2%.
Дмитрий Миляев. Фото: АиФ/ Дмитрий Мулыгин
Причин тому, по утверждению Миляева, несколько. Во-первых, ряд хозяйств оказались в сложном финансовом положении, есть среди них и находящиеся в предбанкротном состоянии. Скот продают, режут. И вроде помогают власти животноводам, субсидии дают – на возмещение процентных ставок по инвесткредитам, на повышение молочной продуктивности, на заключение договоров сельхозстрахования, на племенную поддержку. Общий объём финансовой поддержки отрасли составляет около 780 млн рублей. Но, не в пример прошлым годам, федерация урезала дотации. И, несмотря на сохранение прежнего объёма средств из областного бюджета, в целом размер поддержки, разумеется, сократился.
В этой ситуации программа «максимум» – попытаться удержать надои на уровне прошлогодних.
Нужны срочные меры
Предостерёг облминсельхоз от «скачка влево» по молоку и губернатор. Он уже попенял агрочиновникам письмом из федерального министерства, коим Москва требует «принять срочные меры».
Фото: АиФ/ Валерий Христофоров
Удастся ли зацепиться за планку 2016 года в 185,8 тыс. тонн молока, станет понятно, скорее всего, уже осенью. Реперными точками будут ведущие хозяйства. В одном их них построили коровник на 400 голов, в другом возводят молочно-товарную ферму на 1195 голов, на них вся надежда. Вообще, товарное молоко в Тульской области производят 46 хозяйств, но только 10 крупных предприятий надаивают до 56% от общего губернского объёма. Они же содержат около 48% всего поголовья. Цифры говорят сами за себя: надои тут выше. Фермеры в том году прибавили аж на 22,9%, а толку – их доля всего-то 7,4%, и тут сколько ни наращивай, всё будет «капля в море».
К вопросу о поголовье крупного рогатого скота. К началу года оно выросло на 1,9% и составило 87,6 тыс. Хорошо прибавили крестьянско-фермерские хозяйства –17,5%,сельхозорганизации сплюсовали на 3,9%. У населения обратная картина – минус 11,1%.
Отдельно по коровам всё менее оптимистично. В целом по области их осталось 33,8 тыс. или на 8,9% меньше, чем на 1 января 2016 года. Ну, добавили фермеры 22,1%, и что? Их доля в общем сельхозпроизводстве по-прежнему очень мала – порядка 11% что по КРС в целом, что по коровам, в частности.
Зато поголовье свиней взлетело на две трети: 88,9 тыс. хрюшек на начало года против 50,2 тыс. к 2016-му. И здесь тон задают, конечно, крупные хозяйства, где рост оказался более, чем двукратным. У фермеров объёмы совсем незначительны, а частные подворья сминусовали на 2,1%.
По производству основной животноводческой продукции – мяса, молока и яиц – аналогичная тенденция: хозяйства населения сокращают объёмы по всем показателям. И вывод из этого напрашивается весьма печальный: формально сельское население утрачивает свою крестьянскую сущность. Деревенские жители, как и городские, за мясом и молоком теперь идут в магазин, чего не было ни до революции, ни до коллективизации, ни после неё. После развала многих колхозов и совхозов в девяностые и нулевые многие селяне по инерции ещё держали скотину. Кому-то она помогла тогда выжить. Теперь экономическая ситуация изменилась, возможность покупать продукты есть и у деревенских, а вот выращивать свиней и коров стало невыгодно: покупать корма дорого, сена не напасёшься, молодёжь ухаживать за ними не будет, старикам уже не под силу.
На кого надеяться?
Да и сокращается сельское население неумолимо. Некоторые посёлки городского типа росчерком пера превратили в сельские, но кого можно обмануть такой статистикой? Не кинутся жители пятиэтажек в некогда шахтёрских Шварцевском и Бородинском пасти и заводить гусей, а картошку и иные городские до сих пор сажают, но от неё надои у коров не увеличиваются.
Фото: АиФ
Помнится, 25 лет назад большие надежды возлагали на фермерство, которое должно прийти на смену «неэффективному» колхозному строю. Но прошла четверть века, а оставшиеся колхозы и совхозы, сменившие вывески на АО, ООО и т.д., продолжают вытягивать агропром вообще, и животноводство, в частности. Конечно, крестьянские хозяйства заняли и держат свою нишу, наращивая объёмы производства практически по всем показателям, но без серьёзного увеличения доли в общем «котле» отрасли, уповать на фермера не получится…
Иван Рогов, «АиФ-Тула»
Не иначе англичанка гадит.
Странно. По стране в целом с/х растет потихоньку. А у нас такой огромный рынок сбыта Москва под боком.
И при этом Минсельхоз пытается протолкнуть поправки по отжиманию излишков земли у фермеров. Ну-ну…