Кто восстановит архитектурные памятники Тульской области
Есть ли шанс у «графских развалин» превратиться в привлекательные туристические объекты, выяснял TULA.AIF.RU
Кирилл Романов / АиФ
О Ясной Поляне и Поленово знают не только в Тульской области, но и за её пределами. Но многим ли тулякам известно, что в нашем регионе в общей сложности насчитывается более 300 усадеб разной степени запущенности. Все они давно утратили былое величие, но сохранили архитектурную и историческую ценность. Кто же возьмётся за их восстановление и реставрацию? И когда?
Дело сугубо частное
К «сердцу города» – Тульскому кремлю — ведёт улица, в советское время названная в честь революционера Феликса Дзержинского. Ранее она была известна как Почтовая, ещё ранее — как Лугининская. На этой улице до сегодняшнего дня сохранился дом под литерой 15, построенный в XVIII веке первым председатель Тульской городской Думы, градоначальником и владельцем железоделательных заводов Иваном Васильевичем Ливенцевым.
Фото: АиФ/ Кирилл Романов
В лучшие свои годы усадьбы была отделена от улицы оградой с нарядными въездными воротами в стиле раннего русского классицизма. Белокаменные пилоны были украшены двумя колоннами тосканского ордера, установленными на высоком белокаменном цоколе. На верху пилонов были светильники. Сейчас это место выглядит иначе…
В 1798 году усадьбу Ливенцева продали под почту, а в середине XIX века дом реконструировали: появились часы на чердаке (атрибут почтового учреждения) и чугунная лестница.
Все эти факты интересны историкам и краеведам, а рядовых туляков, проживающих в бывшей усадьбе, волнуют более прозаичные вопросы. Например: как жить в доме, состояние которого близко к аварийному? И кто возьмётся за его ремонт?
«Государство никогда не было в состоянии обеспечивать содержание всех усадеб — это дело частных лиц, — рассуждает президент Фонда «Возрождение русской усадьбы», исполнительный директор Ассоциации владельцев исторических усадеб Виссарион Алявдин. — В «нулевых» начался процесс возрождения имеющих историческую и архитектурную ценность зданий. И ключевую роль в этом процессе играют инвесторы».
Это давно уже практикуют
В России уже порядка 30 инвесторов стали владельцами усадеб, которые нуждаются в восстановлении. Такая практика применяется, например, в Вологодской, Ярославской, Костромской, Липецкой и ряде других регионов. Как утверждает Алявдин, у заинтересовавшегося той или иной усадьбой инвестора есть выбор: либо приобретать историческое здание в собственность, либо арендовать его.
«Как показывает практика, второй вариант не самый эффективный. Восстановление усадьбы – дело долгосрочное и требует длительных и полноценных вложений», — говорит президент Фонда.
Как заверяет председатель Комитета Тульской области по развитию туризма Владимир Аллахвердов, относительно усадьбы Ливенцева сейчас формируется необходимый пакет документов (примерная стоимость восстановления, информация о состоянии коммуникаций и т.п.). Желающих взяться за восстановление этой усадьбы пока не нашлось.
Больше чем усадьбе Ливенцевых, повезло некоторым другим историческим зданиям, располагающимся на территории нашего региона. Это усадьбы Мосоловых в Дубенском районе, Чертковых-Пасхаловых в Алексинском, Мирковичей в Одоевском, Мишенское в Белёвском, фон-Мекк (Черносвитовых-Смидович) в Венёвском, Мальцевых в Дубенском и усадьба Кульджинских в Алексинском районе. По предварительным оценкам, общая стоимость восстановительных и реставрационных работ в этих усадьбах варьируется от 90 до 170 млн рублей.
Инвестор, гори!
«Иногда восстановление усадьбы – вопрос судьбоносный для мелкого поселения, — отмечает Виссарион Алявдин. – Сельские территории обезличиваются, а один из способов вернуть былую примечательность территорий – возрождение местных архитектурных памятников. Уже можно похвалиться успешными примерами такого рода. В Вологодской области, в селе под Череповцом одна семья восстановила свою родовую усадьбу, которая очень скоро стала культурным центром притяжения. Там проводятся концерты, встречи, фестивали. Тут уже и местная власть не должна оставаться в стороне: столь «раскрученную» усадьбу можно было бы включать в туристические маршруты, привозить туда школьников на экскурсию и т.п.»
Приобретая в собственность усадьбу, инвестор обязан сохранить её исторический облик – это основное условие. При этом за инвестором остаётся право использовать историческое здание для бизнеса – например, открыть там кафе или гостиницу.
«Восстановление архитектурных памятников – даже с учётом помощи государства – дело довольно хлопотное, — признаётся владелец усадьбы Кесслеров в Крыму Илья Голенко. – Те, кто возьмутся за это дело, должны быть прежде всего энтузиастами, не рассчитывающими на скорую прибыль и коммерческую окупаемость. Занимающийся восстановлением усадеб инвестор должен «гореть» и действительно ратовать за восстановление архитектурных памятников. Тогда у него, разумеется, всё получится».
Антонина Позднякова, «АиФ-Тула»
Ради одной усадьбы никто в глухомань не попрется, а делать кучу всякой инфраструктуры, кому оно надо.
Вот всё и разваливается.
Скептику: усадьбы создавались просвещёнными дворянами не только для того, чтобы собирать ягоды, варить варенье и слушать пение птиц.Дорогой(ая), к усадьбам прирастали деревни, в обязательном порядке строилась церковь, при них церковно-приходские школы для крестьянских детишек, деревня перерастала в село.Крестьяне знакомились с культурой земледелия и узнавали много ещё чего пользительного для себя.Сейчас усадьба приобретает статус культурно-просветительного Центра и работу в ней организовывать таким образом, чтобы помимо познавательности, человек мог отдохнуть ( создаётся инфраструктура), в чём-то поучаствовать, к чему-то приложить своё умение, чему-то научиться, что-то предложить.Усадьба приобретёт самоценность, если ориентироваться не только на транзитных экскурсантов ( они сами по себе).
К усадьбам прирастали деревни? Ага, очень кстати анекдот:
Заседание ГосДумы:
— Господа, пора нам и о народе подумать!
— Да-да, пару-тройку деревенек каждому не мешало бы!
А если усадьба находится у черта на куличках и вокруг только вымершие деревни, то мысли о создании культурно-просветительного центра в ней даже не должны приходить в голову никому из чиновников. Молите Бога чтобы нашелся какой-нибудь сумасшедший миллиардер, который вбухает в развалившуюся усадьбу сотни миллионов рублей, чтобы дать возможность своей семье почувствовать себя дворянами — балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта и хруст французской булки, любовь, шампанское, рассветы и закаты, а между ними сбор ягод на лесной поляне, варка варенья в медном тазу в саду под яблонями и слушание пения птиц. Вот тогда она будет существовать еще много-много лет.
Есть ли шанс у «графских развалин» превратиться в привлекательные туристические объекты….
——————————————
Нет никакого шанса. За то, во что превратились за последние 26 лет те усадьбы, которые поддерживались во времена СССР (школы, санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, интернаты) надо пожелать первому президенту РФ и всех тех, кто вместе с ним вышвырнул Россию в пропасть капитализма, вариться в адском котле.
Я думал,что это и про Богучарово, где в беде усадьба Хомякова,великого человека.В последнем номере «Литературки» Н.А.Щеглова написала о судьбе музея.Прочитайте.И поделитесь мнениями.