От кого нам нужен был суверенитет?
Написано 4 года назад, но так же актуально и сегодня
12 июня в Российской Федерации отмечается государственный праздник — День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Ещё этот «великий» день называют «День России».
Что же произошло в этот день? Именно в этот день, 12 июня 1990 года, съездом Народных депутатов РСФСР была принята декларация о «Государственном суверенитете РСФСР».
А что такое суверенитет?
Вот одно из определений: Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
То есть суверенитет — это независимость? Это да — вещь нужная. Вот кого-то кто-то захватил. И захваченного грабят, унижают, ставят в неравноправное положение к захватчикам, уничтожают культуру и так далее. Когда колония борется за свой суверенитет против метрополии — это понятно и вызывает сочувствие. Когда народ Вьетнама боролся против французских колонизаторов или индусы выставляли англичан — большинство в мире понимало справедливость и нужность этой борьбы.
Не так очевидна борьба за суверенитет подвластных граждан какой-то нации в большой державе, если эта нация не равна в правах «коронной нации». Так боролись за суверенитет и свободу украинский народ в Речи Посполитой или венгры в Австрийской империи. Многие называли таких борцов изменниками, но многие относились с пониманием.
Совсем не очевидной выглядит борьба национального меньшинства, никак не ущемлённого в правах в государственно образующей нации. Такие выступления, обычно, продиктованы шкурными интересами местной верхушки или мелкодержавным шовинизмом (это когда мелкие народы не хотят равенства в месте своего обитания — они хотят неравенства в свою пользу). Такая борьба обычно называется сепаратизмом. И примеры её ведения показали хорваты и албанцы в Югославии, чеченцы в России, прибалтийские народы в СССР, тибетцы в Китае.
Но всё это — борьба за суверенитет!
Осталось определить, какую именно борьбу вели у нас?
То есть зачем и от кого нам нужен был суверенитет?
Удивительно, но никакой из вариантов нам не подходит!
То есть у нас картина очень, очень редкая. Русский народ в СССР был государственно образующим. Он не был ни кем захвачен, не угнетался и не был поражён ни в каких правах. Его язык был государственным. Его голос в виде представительства был решающим. Он был центром и стержнем Великой Сверхдержавы — СССР. И при это 12 июня 1990 года он одержал «Решительную Победу» в борьбе за независимость — провозгласил государственный суверенитет!
Решением Съезда народных депутатов РСФСР государственно образующая нация освободилась от созданного ей государства! От того государства, которое предки собирали веками, защищая которое наши отцы и деды не жалели своих жизней. «Победа» была решительной — 907 народных депутатов проголосовали «за», 13 – «против», 9 депутатов воздержались, 1 не голосовал, а 128 отсутствовали.
Вот такой у нас «праздник». Вот такую «победу» мы отмечаем всей оставшейся страной. И только одно замутняет сей «светлый праздник» — мы ещё не полностью освободились от нашего государства, многонационального и многоконфессионального. У нас ещё есть татары, якуты, осетины, дагестанцы, буряты, ханты, удмурты и много-много других народов. От них мы ещё не «освободились», не объявили им о своём «государственном суверенитете».
Но есть люди, которые ведут нас более чистому «празднику», к полной «свободе и суверенитету». Эти (не)люди выходят с плакатами «Хватит кормить Кавказ» и «Россия — для русских». Когда они победят, а при таких «национальных праздниках» их победа выглядит неизбежной — суверенитет России станет полным.
Но нет предела совершенству! Ведь есть ещё лозунги типа «Хватит кормить Москву» или «Мухосранск — мухосранчанам». И с подобными лозунгами можно всё дальше совершенствовать суверенитет, добиваясь государственной независимости для каждого села, дома, квартиры. И после каждой победы очередного суверенитета нужно обязательно устраивать очередной «праздник» для ежегодной гордости за «победу».
Даже добавить нечего.
Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения,- это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора.
ст. 282 УК РФ ?
Несколько замечаний:
На мой взгляд, автор путает государственный суверенитет с суверенитетом наций. Поэтому некорректно следующее утверждение автора:
«Решением Съезда народных депутатов РСФСР государственно образующая нация освободилась от созданного ей государства!».
Даже в самой Декларации о государственном суверенитете РСФСР нет ни одного упоминания русского народа, а говорится о «воле народов РСФСР», об исторически объединившихся в народах, о «многонациональном народе».
Интересен и другой пассаж:
«И только одно замутняет сей «светлый праздник» — мы ещё не полностью освободились от нашего государства, многонационального и многоконфессионального. У нас ещё есть татары, якуты…. От них мы ещё не «освободились», не объявили им о своём «государственном суверенитете».»
Автор видимо забыл, что как раз Татарстан, Якутия и некоторые другие республики еще в 90-х объявили о своем суверенитете.
А лозунги про прекращение кормления Москвы, Кавказа и т.п., в первую очередь, говорят о неравноправии субъектов РФ. И дело совсем не в национализме, если, например, граждан возмущает, когда в Питер загоняют жирных налогоплательщиков, подрывая налоговую базу других регионов, или когда бездари становятся высокопоставленными чиновниками лишь потому, что они из Питера…
И последнее, государственный суверенитет и независимость – это не совсем одно и то же. См., например, присягу президента России (эти слова соединены союзом «и»):
«…защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства…».
Вот как определяют государственный суверенитет ученые-правоведы:
«Суверенитет предполагает верховенство, независимость и самостоятельность, т.е. полноту власти государства на всей его территории. Это свойство государственной власти проявляется в ее самостоятельности и независимости в решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов…»
(Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина).
Ау, Росгвардия, автора не пора ли на нары и тех, кто репост из это г…?
«…акция против коррупции на Тверской улице в Москве была пресечена», так гласит Коммерсантъ-Online. Что ещё не понятно и кому?
Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут быть изменены какими-либо законами. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме.
В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему правит бал в российской действительности. Особенно тревожит положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и в первую очередь судебной, защиты, ответственностью за их нарушения.