Войти   Регистрация

Конец прекрасной эпохи?

В Туле и окрестностях еще встречаются гипсовые скульптуры. Одни из них – в плачевном состоянии, за другими бережно ухаживают. Корреспондент «Центра 71» прошлась по тульским улицам и оценила состояние самых ярких представителей советского времени.

Адрес детства

Кто-то его называл Алешей, кто-то – Вовочкой, но в памяти большинства, кто свое детство провел в пионерлагере в Севрюково, он остался просто Мальчиком. Гипсовая статуя мальчика стояла возле столовой. Те, кто шел с обеда, всегда приносили ему еды. На книжке лежали то кусок хлеба, то огурец, иногда – сушки с баранками. Мальчик ничего не съедал. Он был гипсовый…

Эту историю мне рассказали родители, которые в юности работали в лагере вожатыми. И именно лагерь в Севрюково стал отправной точкой моего маршрута по местам Тулы и области, где сохранились гипсовые скульптуры советских времен.

Оказавшись на территории пионерлагеря (сейчас он частный и называется «Дружба»), фигуру мальчика трудно не заметить. Свежепокрашенный, он по-прежнему читает свою книжку возле столовой. Рядом с ним стоит другой мальчик – с мячом. Видимо, находятся они здесь где-то с середины 50-х.

Вверху лестницы, что ведет в заброшенную часть лагеря, еще одна скульптурная группа: трое ребят борются за мяч. По рассказам родителей, пионеры ее звали «А ну-ка, отними». Состояние «детей» оставляет желать лучшего, постамент осыпается, «конечностей» у гипсовых ребят не хватает.

Директор лагеря Алексей Николаевич с радостью показывает мне еще один интересный образец гипсовой скульптуры – девушка-вожатая:

— «Пионервожатую» буквально откопали рабочие, когда чинили водопровод. Это наше «наследство» и избавляться от него мы не собираемся. За статуями ухаживают, красят, а дети, приезжающие отдыхать, частенько наряжают гипсовых соседей: то платочек повяжут, то галстук, то панамку на гипсовую голову пристроят.

Гипсовый реализм на улицах Тулы

Скульптуры в лагере «Дружба» – это представители так называемого гипсового соцреализма – популярного направления городской скульптуры, которое берет свое начало в 1930-е годы.

— Это было время, когда на смену конструктивизму пришло новое направление – сталинский классицизм, в стиль которого гипсовая скульптура гармонично вписывалась, — поясняет создатель проекта «Тула ушедшего века» Михаил Тенцер. — Наибольшее распространение гипсовый реализм получил в послевоенные годы, когда из дешевого, но недолговечного гипса изготавливались статуи для украшения парков, стадионов, пионерских лагерей и дворов. Самые распространенные сюжеты гипсовой скульптуры – фигуры вождей, пионеров, спортсменов, рабочих героических профессий (металлургов, шахтеров), детей и животных.

В Туле городского гипсового реализма было много. К сожалению, большинство композиций осталось лишь в памяти, но все же в городе еще остались яркие представители этой эпохи.

На территории детских садов гипсовые скульптуры в основном жанровые. Это персонажи и звери из детских сказок, композиции по мотивам басен и просто фигурки детей или пионеров. Скульптуры «поселились» здесь после войны, одновременно с постройкой учреждений. По традиции, фигуры белили, но, видимо, для того чтобы придать им вид повеселее, многие со временем раскрасили. На территории больницы на ул. Чаплыгина сохранились парные скульптуры «Мать и дитя». К памятникам меня проводил улыбчивый охранник. Он рассказал, что за статуями регулярно ухаживают и в обиду не дают. Белые скульптуры почти заслоняют кусты, они же скрывают и «приметы» времени – отсутствие рук-ног изваяний.

В тульских дворах можно найти много интересного, в том числе осколки эпохи гипсового реализма. Наиболее известна и неплохо сохранилась скульптура «Встречающие» во дворе между домов ул. Макара Мазая, 2, и ул. Металлургов, 5. Женщина и мальчик уже много лет кого-то ждут посреди двора. Моя поездка выпала на воскресный день, поэтому во дворе я встретила целую группу старушек. Одна из них рассказала мне: в былые годы возле «Встречающих» проводились разные мероприятия и концерты, потому что именно здесь располагалась так называемая агитплощадка.

Жителям Кировского поселка известен «Дискобол». Статуя находится во дворе по улице Серова, рядом с бывшим стадионом «Кировец». Спортсмен из гипса в плохом состоянии, но заботливые жильцы ухаживают за ним, облагораживают территорию вокруг. Сейчас у подножия статуи цветут тюльпаны.

Сохранилась еще одна спортивная фигура из гипса — факелоносец. Его вы встретите на стадионе «Металлург». Высокий и подтянутый атлет. На первый взгляд, не поврежден временем. Только вот рука, в которой он должен держать факел, пострадала от любительской реставрации: ее неправильно прикрепили. Да и сам факел скромно лежит на постаменте у ног.

Нужны ли гипсовые скульптуры современному городу?

Гипсовые статуи — осколки советской эпохи, той далекой и совершенно другой жизни, в которой существовал наш город. Застывшие эпизоды из жизни, персонажи из сказок, советские граждане и дети — даже в полуразбитом состоянии они не потеряли своей реалистичности, а лица их по-прежнему выражают эмоции, в их глазах — идея, которой когда-то жило наше общество.

Большинство туляков, с которыми я общалась, считают советские скульптуры некой памятью о былом времени, и сносить их ни в коем случае нельзя. Могут ли они органично встроиться в городскую среду – большой вопрос.

— Гипсовые скульптуры советского времени — это бесспорные произведения искусства, — считает краевед Владимир Щербаков. — Но это все же продукт эпохи, которую уже не вернуть, и поэтому восстановление таких скульптур на прежних местах нецелесообразно. Они были хороши и к месту именно в то время. Сегодня это будет какой-то нелепостью. Тем более сейчас есть более прочные и красивые материалы, чем гипс. А вот собрать в одном месте все, что чудом уцелело, и привести это богатство (в хорошем смысле слова) в порядок просто необходимо. Такие примеры в других городах России есть. Это было бы красиво и здорово.

Краевед подчеркивает, что в то время скульптура представляла собой не только эстетическую ценность. Она работала на идею, воспитывала подрастающее поколение.

С каждым годом Тула становится все более привлекательной для туристов. В городе появляется все больше и больше пешеходных маршрутов. Одни посвящены героической обороне города в 1941-42 годах, другие – архитектуре, третьи – историческим личностям. Путешествия по тем местам, где еще сохранились гипсовые скульптуры, натолкнули на мысль: ведь гипсовый реализм достоин особой экскурсии.

Анжелика Павлова, «Центр 71»

10460440cookie-checkКонец прекрасной эпохи?
 

Добавить комментарий