Войти   Регистрация

Дело «клюквенника»

Тульская банда, сев в тюрьму, не успела продать реликвию за 70 тысяч долларов

Серебряный оклад варварски тащили через проем окна. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области

Эта история — целый детектив с несколькими неизвестными. И, если бы не кропотливая и последовательная работа тульской полиции, скорее всего, уникальный серебряный оклад иконы «Феодосия Черниговского Чудотворца», украденный в 80-е из храма в Кировской области, пропал бы где-то на свалке. Или еще хлеще — попал бы обратно в криминальный мир. Так что советую набраться терпения и дочитать до конца эту историю с несколькими неизвестными.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕЩДОК 84 ПРОБЫ

В 2014 году при осмотре старого помещения УМВД по Тульской области обнаружили почерневший от времени металлический лист, завернутый в истлевшую мешковину. Когда предмет очистили, стало понятно, что это серебряный оклад старинной иконы.

— Рука невольно потянулась перекреститься, — рассказывают сотрудники тульской полиции, которые обнаружили оклад — головной убор, нарукавники, верхняя часть сохранившегося посоха восхищали удивительно живым, небесно-ярким бирюзовым цветом. Внизу оклада четко проступала синяя надпись «Св. Феодосий Черниг. Чуд.».

Внизу оклада четко проступает надпись «Св. Феодосий Черниг. Чуд.». Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области

Начали выяснять, как мог попасть сюда серебряный оклад и какова его история. Опросили всех «старожилов» ведомства, которые рассказали, что именно это помещение до 80-х годов прошлого века использовалось для хранения вещественных доказательств.

НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА НА АУКЦИОНЕ — 70 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

Для того, чтобы довести начатое расследование до конца, тульские полицейские назначили искусствоведческую экспертизу, которая подтвердила: оклад представляет особую историческую, научную и художественную ценность.

— Однако произведение искусства имеет серьезные повреждения, — говорилось в заключении. — Наблюдается коробление и загрязнение поверхности, утрачены детали накладного венца, посоха, палицы, креста, есть срез ножницами по металлу боковой части оклада в правом нижнем углу. Значительная потертость позолоты по всей поверхности, заметны следы инородной желтой краски по торцевым сторонам. Но, несмотря на это, его стоимость с учетом сохранности по ценам интернет-аукциона составляет не менее 70 тысяч долларов США (около 4 миллионов рублей по сегодняшнему курсу).

Полицейские перерыли весь интернет в поисках информации о самой иконе.

— В течение месяца сотрудники пресс-службы УМВД кропотливо работали с имеющейся в общем доступе искусствоведческой литературой, изучали сайты десятков музеев, выставок, антикварных сообществ, форумов ювелиров, проштудированы научные доклады, диссертации, — говорит начальник отделения информации и общественных связей УМВД России по Тульской области Андрей Ярцев.

Начальник отделения информации и общественных связей УМВД России по Тульской области Андрей Ярцев. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области 

В итоге в интернете наткнулись на диссертацию преподавателя московского вуза. По телефону дама сказала, что в ее работе есть упоминание об иконе, но источником описания служила фотография в альбоме начала прошлого века. Она высказала предположение, что эта икона хранится в одном из крупнейших музеев Петербурга. Однако, оказалось, что упоминаемый ею питерский оклад в два раза меньше найденного в Туле.

Полицейские руки не опустили: поговорили с ветеранами, служившими еще до развала СССР, выяснили, что в регионе в 1983 году был суд над целой бандой, специализировавшейся на краже антиквариата на территории всей страны. В том числе, в томах уголовного дела фигурировала кража, совершенная в Кировской области.

— У нас появилась реальная и по сути единственная надежда восстановить историю нашего оклада, — говорит сотрудник пресс-службы УМВД России по Тульской области Ирина Осокина. — Все пути вели в Тульский областной архив.

Ирина Осокина (слева) почти полтора месяца проводила расследование — как и откуда серебряный оклад попал в Тулу. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области 

БЫЛИ ВООРУЖЕНЫ И ДЕЙСТВОВАЛИ ВАРВАРСКИ

Там и нашлось дело по обвинению криминального тульского антиквара, матерого «клюквенника» (специализирующегося на краже икон и антиквариата — уточнение ред.) Белолипецкого и еще семи человек, входивших в его банду. Их обвиняли по двум статьям УК РСФСР — «Хищение государственного имущества в особо крупных размерах» и «Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия». Дело начато 15 декабря 1981 года, закончено 22 февраля 1983 года. Всего 24 тома, каждый примерно по 300 листов. В деле числятся десятки разграбленных храмов, разоренные музеи, похищенные частные коллекции. Сотрудниками милиции изъято несколько тысяч предметов церковной старины и антиквариата, большую часть преступникам удалось переправить заграницу. Ущерб государству составил более 400 тысяч рублей. Огромная по тем временам сумма: однокомнатная кооперативная квартира в Москве стоила 3000 рублей.

Было доказано, что за два года банда совершила более 30 преступлений, из них 14 — за пределами Тульской области: в Калужской, Курской, Липецкой, Кировской, Горьковской областях, Мордовской и Чувашской АССР; на Украине и в Белоруссии.

— В церквях действовали варварски: разламывали иконы, срывали оклады, — продолжает рассказ Ирина Осокина. — Следов почти не оставляли. Прихожане рассказывали, что накануне кражи в храме появлялись молодые мужчины. Они внимательно осматривали алтарь, иконы, никогда не молились и не крестились. Передвигались на личных «жигулях» или на такси. Тщательно планировали каждое преступление, намечали маршрут, выбирали храмы, в которых хранились наиболее ценные предметы старины, древние иконы. Если не успевали вынести все за один раз, через несколько месяцев (а иногда и лет) возвращались и делали повторный «вояж».

Бандиты были хорошо технически оснащены. Использовали гидравлические кусачки, пилы по металлу, ножовки, стамески, электродрели, отмычки, лом.

— Уголовное дело мы читали как детективный роман, удивляясь дерзости и подготовленности воров, — говорит Ирина Ивановна. — Тщательно просматривали каждую страницу в надежде найти оклад «Феодосия». И увидели его фотографию! Вот он, такой же, с теми же недостающими деталями и надрезом сбоку, только в черно-белом исполнении, среди изображений икон, изъятых у скупщика краденого Виктора Иванова (фамилия изменена — уточнение ред.).

ИКОНУ ВЫДАЛБЛИВАЛИ ИЗ СТЕНЫ

Храм в городе Советске Кировской области был обворован дважды. Первый раз 14 июня 1980 года из церкви вынесли 14 икон. Воры тогда явно заприметили «Феодосия», но взять его, по всей видимости, помешал сторож. Второй раз воры вернулись в Кировскую область в конце апреля 1981 года.

Серебряный оклад варварски тащили через проем окна. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области

Из показаний Белолипецкого: «Примерно в апреле Петров (фамилия изменена — прим. Авт.) предложил мне поехать к его другу в Киров. Там решили обокрасть церковь. Взяли с собой слесарный инструмент, пилки. Поговорили, где можно взять (обокрасть — уточнение ред.) церковь, решили, что в Кирове брать опасно, нужно в районе. Поехали в Советск. Оставили машину примерно в двух километрах от церкви, вдвоем через овраг, ручей пошли к церкви.Петров оборвал провод сигнализации. После этого в маленьком окне алтаря сделал пропил решетки минут за 15-20. Пролез через маленькую дырку. В церкви посветил фонариком — ничего ценного не обнаружил. Потом немного походил и увидел старую икону. Мне показалось, что она серебряная. Я разглядел ее поближе, обнаружил 84-ю пробу мастера Хлебникова. Петров сказал: «Вынимай!» Попробовал ее просунуть через отверстие в окне, но не удалось. Тогда Петров сам пролез в окно, раздвинул пруты и протащил оклад через решетку. Доска при этом рассыпалась, так как была вся изъедена червями. Когда вернулись, рассмотрели оклад, он был очень ценный. На иконе не хватало некоторых деталей — эмалевой части посоха, кармана и еще чего-то. После этого мы на поезде приехали в Тулу».

— Рассказывая на суде, что икона случайно рассыпалась от старости, когда ее тащили сквозь решетки, Белолипецкий заведомо лгал, наверное, пытаясь оправдать свое варварство перед верующими, — предполагает Осокина. — Он выдалбливал вмурованную икону из стены, изуродовал ее, но не смог справиться. Потом металлическими ножницами разрезал часть оклада сбоку, чтобы не повредить товарный вид, и отодрал от иконы.

ДЕЛО ГРЕМЕЛО НА ВЕСЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Бандитов задержали в 1983 году. Как вспоминает ветеран ОВД по Тульской области Игорь Шиков, который входил в группу следователей, работавших по банде Белолипецкого, Петров был там некой движущей силой. И все члены этой банды были необычные уголовники — они разбирались в искусстве, коллекционировали, реставрировали предметы старины.

В уголовном деле по банде Белолипецкого — 24 тома почти по 300 страниц. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области

— Белолипецкий считался специалистом по иконам и антиквариату, за любовь к нумизматике и валютные операции получил первый срок, — рассказал Игорь Шиков. — Дело это было интереснейшим, гремело по всей стране. Грабили эти молодчики церкви прямо по-революционному. Мы, советские сыщики, конечно, тогда были воспитаны в духе воинствующего атеизма, но к иконам и чувствам верующих относились с большим уважением.

ДОРОГИЕ СТОЛИЧНЫЕ АДВОКАТЫ НЕ ПОМОГЛИ

Еще один ветеран Тульского ОВД Виктор Беспалов вспоминает, что тогда бандиты наняли дорогих московских адвокатов. Те цеплялись к каждой мелочи в показаниях, стараясь развалить дело. Был приглашен для оценки даже именитый искусствовед, главный специалист по древнерусской иконописи Московского Кремля. Но пользы это жуликам не принесло — стоимость похищенных ценностей выросла в разы.

В 1983 году по приговору суда Белолипецкий и члены его банды получили по 15 лет. Но почти все вышли, отсидев свои сроки не до конца, — в начале 90-х поменялось законодательство и страна в целом. «Клюквенники» снова взялись за старое, и большинство попали снова за решетку. Часть вышли, а Белолипецкий умер.

Оклад иконы «Феодосий Черниговский» на страницах уголовного дела 1983 год. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области 

СУДЕБНАЯ ОШИБКА

Один из известных искусствоведов Тулы, а в начале 80-х — фигурнат уголовного дела банды Белолипецкого, согласился встретиться с сотрудниками пресс-службы УМВД Тульской области рассказать о подробностях кражи серебряного оклада в Кировской области. И, что самое интересное, детали даже он помнит в мельчайших подробностях.

— Этот оклад был украден в 80-х одним известным специалистом по кражам антиквариата в какой-то деревне (имеется ввиду город Советск — уточнение ред.) в Кировской области, — рассказал Виктор Иванов. — Я связывался в конце 80-х со священниками того прихода, хотел пожертвовать для церкви большую сумму, чтобы они дали разрешение мне приобрести этот оклад. Не согласились. У меня даже была нарисована новая «доска» (икона — уточнение ред.) под него в духе времени. Это уникальная вещь и сегодня сумасшедших денег стоит. А за оклад тогда другого человека посадили.

В краже тогда действительно обвинили местного пьяницу, якобы он пробрался в храм, забрал икону, а потом в Москве продал ее перекупщикам краденого за пять тысяч рублей. Однако, в деле были нестыковки — «вор» описывал оклад иконы почти в два раза меньше, чем «Феодосий Черниговский». Тогда в восьмидесятые тульские следователи буквально завалили кировских коллег письмами с просьбой разобраться в ситуации, чтобы восстановить справедливость и доказать, что оклад был украден членами банды Белолипецкого. В итоге — кировский пьяница по этому эпизоду был оправдан.

«ВПЕРВЫЕ ТАКОЕ: ИКОНА СОПРОТИВЛЯЛАСЬ»

— А можете вспомнить, почему оклад похитили из церкви без иконы? — задали вопрос тульские полицейские. — Есть две версии: Белолипецкий говорил, что ее не протащили в пропил решетки, она рассыпалась от старости, а служители храма утверждали, что воры просто не смогли выбить икону из стены.

— Я сам там не был, — ответил Иванов. — Но сейчас узнаем точно, позвоню человеку, который непосредственно оклад выносил.

Набрав номер телефона, задает вопрос некому Гене: «Феодосий Черниговский» в стене остался замурован или рассыпался в руках? Не вспомнишь?

Разговор двух «коллег» был столь непринужденным, словно речь шла не о событии сорокалетней давности, а о том, что случилось вчера.

На окладе явно видно клеймо мастера, работавшего по заказу императорского двора России. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области 

— Ну да, из Кировской области. А не вспомнишь, икона была времени создания оклада или более старая? Понятно, одного времени…

Иванов включил телефон на громкую связь. Предположительно, таинственный Гена — тот самый Петров, вдохновивший Белолипецкого на кражу в Советске: «Да она была в стену на всю толщину вмурована, задняя часть, как на гипсе. Короче, «доска» в углублении на уровне оклада. Жуком сильно поедена, по полям красочного слоя вся в дырках. Ее не реставрируешь, даже если вынуть бы удалось. Первый раз такая ерунда мне встретилась, сопротивлялась доска».

— В общении с бывшими ворами удивили две вещи, — говорит подполковник Андрей Ярцев. — То, что иконы они называют «досками», как пиломатериал, пренебрежительно и деловито. И у воров уникальная память на мельчайшие подробности этого преступления: словно и не было этих четырех десятков лет. А еще удивительная заинтересованность в этой истории. Говорят, бывших оперов не бывает, но, похоже, что то же самое можно сказать и о ворах, во всяком случае, об этих.

ИКОНУ ВЕРНУТ

Из письма Тульского областного суда в Совет Министров СССР, 19 октября 1983 года:

«Оклад от иконы святого Феодосия Черниговского выполнен на высоком художественном и профессионально-техническом уровне, с применением сложных приемов — чеканки, эмали по скани (не менее семи цветов). Исполнен по индивидуальному заказу одной из самых известных русских ювелирных фирм XIX — начала XX века И. Хлебникова и является уникальным произведением искусства. Оценен с учетом утрат в 15 тысяч рублей. Иными словами, похищенное является достоянием национальной культуры».

Исторические ценности, конфискованные тогда у банды Белолипецкого вернулись в музеи и храмы. Что касается «Феодосия Черниговского», то переписка о передаче оклада велась длительное время. Но служители храма тогда не могли обеспечить безопасность при перевозке и хранении столь ценного произведения искусства и впоследствии просто перестали выходить на связь. Пришли другие времена, перестройка, бандитские 90-е. Развалилась страна, милиции жилось тяжело: следователи приходили и уходили, в документах полная неразбериха . Начинались и завершались войны, уходили и приходили новые правители. Вместе с благополучными 80-ми канул в лету оклад «Феодосия Черниговского».

Если бы не интерес к окладу сотрудников Тульской полиции и не проведенное ими расследование, неизвестно, какая судьба постигла бы оклад старинной иконы.

Сегодня в УМВД России по Тульской области практически готовы все документы, позволяющие передать его в Кировскую область, в родной храм — Покровскую церковь в городе Советске.

Нарукавник восхищает удивительно живым, небесно-ярким бирюзовым цветом. Фото: пресс-служба УМВД РФ по Тульской области 

ФЕОДОСИЯ ЗАКАЖУТ ИКОНОПИСЦУ

Сложно ответить, как работа такого мастера, как Хлебников, попала в храм Покрова Пресвятой Богородицы, — рассказал нам священник города Советска, служивший в Покровском храме, отец Николай. — На данный момент ведется работа в архивах Вятской Епархии, чтобы найти историю иконы и оклада «Феодосия Черниговского». О том, что оклад сотрудники тульской полиции хотят вернуть, мы знаем. Митрополит Марк говорил о том, что, когда вернут оклад, будут нанимать иконописца и заново писать саму икону. Старая же икона была варварски разбита ворами, и свое дело доделал древесный жучок — икона восстановлению не подлежит. Что же касается безопасности, то сейчас на храме установлена новая сигнализация, так что он надежно охраняется.

ТТХ

— Оклад иконы весит около четырех килограммов;

— Размеры — 86 на 60 сантиметров;

— Оклад изготовлен в России мастерами знаменитой ювелирной фирмы Ивана Хлебникова в 1899-1908 годах из серебра 84 пробы;

— На окладе стоит клеймо Московского окружного пробирного управления;

СПРАВКА «КП»

Церковь Покрова пресвятой Богородицы города Советска — это памятник республиканского значения, заложенный еще в XVII веке. Несколько раз храм горел, перестраивался. В советское время здесь было устроено зернохранилище. Образа святых в тот момент местные жители завесили полотнами. Храм был восстановлен усилиями горожан и начал действовать незадолго до кражи.

6 исторических фактов о мастере Хлебникове

1. Оклад иконы «Феодосий Черниговский» работы Ивана Хлебникова относится к национальной русской школе золотого и серебряного дела конца XIX века, основанной на древнерусских традициях. В нем замечательно соединены стиль модерн с народным творчеством, используется сложнейшая техника возрожденных перегородчатых эмалей Киевской Руси.

2. Имя Хлебникова фигурирует среди лучших поставщиков ювелирных изделий Высочайшего Императорского Двора, наряду с Фаберже.

3. Впервые оно прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Особо были отмечены предметы, украшенные эмалью, от которых «так и веяло стариной».

4. Работы его фирмы хранятся в Государственном историческом музее, Оружейной палате, украшают храмы Московского Кремля.

5. Хлебников был поставщиком Нидерландского, Датского, Черногорского, Сербского княжеских и королевских дворов. В 1879 году сбылась долгожданная мечта ювелира. Он получил право именоваться поставщиком Высочайшего Двора и ставить на изделиях изображение государственного герба. Это клеймо было на окладе «Феодосия».

6. За способность к созданию монументальных шедевров фирма неоднократно была удостоена заказов императорского двора, создавала церковную утварь для храма Христа Спасителя в 1883 году. По заказу Московского Кремля оформлялся иконостас Благовещенского собора.

Алена Зайцева, «КП-Киров»

10452040cookie-checkДело «клюквенника»
 

Комментарии

  1. АватарКПД

    Материал сугубо познавательный. Не более того.Типичный женкий.Нет ответа на главный вопрос ; «И что же нам всем теперь делать?».Пишу это по праву человека,который в первой половине восьмидесятых годов опубликовал в «Советской России» криминальный очерк «Атеисты» с иконой» с несколькими постановочными вопросами.Один их них адресовался церкви: «Уважаемая,а почему ты сама не принимаешь реальных мер для защиты своих собственных ценностей?»Сегодня он звучит особенно актуально на волне массовой передачи госуимущества церкви,что вызывало реальный протест пока что в Питере после решения местных властей отдать Исаакий священникам без пистолетов.

  2. Аватартетя Мотя

    Первоклассная находка, отлично написано, да и полицаи тульские молодцы!

  3. АватарЗануда-мент

    Кажись, на прошлой неделе я на нашем ментовском сайте читал такую же статейку в «Щите и мече», только побогаче. Во «Комсомолка» тырить тексты и новости горазда.

Добавить комментарий