Слово «кацап» гораздо многозначнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. По Фасмеру — это прозвище великорусов у населения Малоросии. У Даля – простолюдин.
Но у Даля есть словцо «коцап» как тульское и курское название раскольников. В России чаще всего «раскольниками» называли староверов и старообрядцев с позиций сторонников реформ патриарха Никона, начатых им в 1653 году.
Широкое распространение в разговорном языке слово «кацап» получило в XVIII веке. Это совпало с особо трудными временами для староверов в правление Петра I. Поэтому первично всё же не прозвище великорусов и не простолюдинство кацапов, а их неприятие церковных нововведений вплоть до бегства на чужбину. Соответствующую поправку и надо бы внести в толковые словари и энциклопедии.
Думаю не случайно, что в тульских кацапах-беглецах XVII-XIX веков тот же корень <кац-коц>, что и в тульских акацирах-беженцах III-IV веков. Акациры и кацапы одинаково «коцаные» переселенцы, битые и резаные.
Гонимые новыми церковными порядками староверы массово уходили в безопасные места. Много их переселилось и в Тульскую губернию. Было время, когда тульская земля стала убежищем для «беглопоповцев». Так называли беглых священников, которые с конца XVII века массово переходили от официального никонианского православия в старообрядчество. Беглопоповцы из разных мест Российской империи обращались к тульскому священнику Павлу для воцерковления их по старой вере. Это сообщество называлось «тульским согласием». Тульское староверчество особенно крепко держалось в среде купцов и ремесленников.
Есть у Даля и внецерковное тульское слово «коцапый» для характеристики придирчивого человека. Тульская коцапость-придирчивость благополучно сохранилась до наших дней. Особое недоверие к чиновникам и начальникам всех мастей. Поэтому управлять тульскими кацапами нужно тонко и умело. По этой теме впору брендовый учебный спецкурс управления создавать. Особенно пришлым «варягам» его полезно освоить. Иначе можно огрести «до отвала».
За примерами далеко ходить не надо — с развитием информационных технологий коцапость легко и полностью овладела тульским интернет-пространством. В итоге отвергнуто, покоцано и надкусано множество полезных начинаний и проектов, погублено немало приличных и конструктивных сетевых сообществ.
Для иллюстрации нашёлся в Интернете портрет староверческого священника Павла Тульского. Художник И. Болотников. Понятно, что православная церковь не жалует выдающегося старовера. Удивительно, что ни светская власть, ни её оппозиция не додумались увековечить и «раскрутить» его для пользы дела и для нового тульского согласия.
Уважаемый краевед! «Тульского согласия» не было, была Тульская старообрядческая община. А «согласие» в старообрядчестве — это весьма мощное объединение, имеющее свои фишки в вероучительной и обрядовой практике.Поповскиие согласия ( которые беглопоповцы образовали)- Афиногеновское,Новозыбковское, Белокриницкое, Сусловское и Новоблагославенное ( единоверцы). А вот Тульское — увы! :-)))
Было и Тульское согласие. Ищите тщательнее.
Если можно ,укажите источник, пожалуйста. В теме старообрядчества в буквально смысле имею кровную заинтересованность :-))
Про беглопоповцев погуглите. Сразу найдёте. Это особого рода согласие связывало священников, отвергнувших никонианство.
Гугл- весьма мутный источник :-)) Поэтому позволю себе остаться при своём мнении. Спасибо.
Эх, молодёжь, упрямая и ленивая. Вот нашлась по ссылке Гугла цитата из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «До самой смерти попа Павла (в 1862 г.) Тула служила центром, куда стекались беглопоповцы из Московской, Тверской, Смоленской и других губерний, и принадлежавшие к беглопоповщине даже назывались старообрядцами «по тульскому согласию».
Неужто опять при своём мнении останетесь?
Эх, молодёжь, упрямая и ленивая. Вот нашлась по ссылке Гугла цитата из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «До самой смерти попа Павла (в 1862 г.) Тула служила центром, куда стекались беглопоповцы из Московской, Тверской, Смоленской и других губерний, и принадлежавшие к беглопоповщине даже назывались старообрядцами «по тульскому согласию».
Неужто опять при своём мнении останетесь?
«Школьник» — это всего лишь ник, который никак не отражает возраст :-))) Цитата правильная, но ключевое слово в ней -«даже» . Эдакая временнАя гипербола. Такая многочисленная тусовка в Туле образовалась, что «типа как бы» и согласие., хотя на само деле согласием в его каноническом смысле не было. И если бы Вы не пренебрегли этим «даже» в своем посте, меня бы это и не зацепило ;-)) Ещё раз спасибо — интересно было .
Старообрядческая община длительное время существовала в Одоеве, на это указывают письменные источники и факты.Бесспорно, что они сыграли серьёзную роль в благочинии местного населения.По устным преданиям (пока) было большое поселение староверов в селе Успенском (ныне Глинищи), там был построен небольшой храм во имя Богородицы, в соседней деревушке Павловке была деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи, почитаемом старообрядцами, недалеко от Павловки остатки скита.Всё надо исследовать, используя разнообразные источники, но НЕКОМУ.Образованных людей не затащить, а тех, кого, что называется Бог послал, на дух местным не надо.Вот ведь как, Михалыч.А вы говорите, общественный совет, общественный совет, преподнесёт вам местная администрация всё, что не попросите, только не культуру.