Оказывается, несмотря на свою многовековую известность, о белёвских кружевах до сих пор не написано коротко и внятно. Даже в Википедии такой статьи нет. Особенно захотелось воспеть эту нашу региональную достопримечательность после недавнего открытия выставки «Кружевные фантазии» в Тульском областном художественном музее.
В результате информационных раскопок у меня сформировалось новое знание. Белёвское кружево самое древнее на Земле сохранившееся мастерство плетения. Это РЕЛИКТОВОЕ искусство. Большая ошибка считать его «завезённым из Европы после изобретения железных иголок». А вятичам вместо булавок хватало рыбных костей.
В отличие от многих аналогов белёвское плетение не изобразительное, а смысловое. Как у древних народов. Оно не симметричное и не регулярное. Это вольное буйство смыслов. Нужно только знать и уметь находить эти смыслы. Более поздние кружевные промыслы в иных землях создавали плетения и краше, и ажурнее, но точно с меньшей энергетикой.
Главный определяющий признак белёвского кружева это длинная вьющаяся лента, создающая целостность узора. Это река-дорога, Ока-кормилица. Река – символ дороги жизни. Длинная река – желание долгих лет. Возможно, самые ранние узоры начинались тесьмой, а потом заполнялись межтесёмочные пространства.
Излучины «реки» образуют и хранят другие символы. «Солнце-цвет» — желание богатства и счастья. «Дерево» – знак здоровья, плодовитости и многодетности. В кроны вкладывались числовые смыслы оберегов. Пять, шесть, семь излучин-кружал в кроне отсылали к буквам древнерусской азбуки «Есть, Зело, Земля» со смыслами «иметь, много, благ». Каждая мастерица плела свой узор со смыслами, пожеланиями и оберегами.
У каждого белёвского узора есть свойство подлинного шедевра. Таковы, например, полотна Кандинского – мастер изображает, что в голову взбрело, а знатоки и зеваки объясняют себе и людям, насколько это символично и шедеврально.
Это и есть секрет Белёвского кружева. Я так думаю.