Войти   Регистрация

Тайна Филимоновской игрушки

Неподготовленного человека она может испугать. Особенно, если остаться с ней наедине

«По прежнему нежно светятся их лимонный анилин и зеленые цветки. Игрушечники далекого лесного селения, бывшего в дебрях старообрядческих скитов, живут сейчас вместе со всей страной. Их волнует великая правда сталинской конституции».

Этот текст, опубликованный в журнале «Советская игрушка» в 1938 году, был посвящен филимоновской игрушке. До того, как мастеров из деревни Филимоново взволновала сталинская конституция, была глина. Отличная белая глина, которой целые залежи под городом Одоевым в Тульской области. Еще в средние века эта осадочная горная порода стало точкой притяжения для гончаров со всей Руси.

В XVI веке в этих местах и выросла деревня Филимоново. Откуда пришли сюда филимоновцы и кто такой Филимон, увы, нам не дано узнать. На протяжении нескольких веков местные мужчины обжигали горшки, а женщины лепили игрушки-свистульки. Все как в сотнях других гончарных поселениях. Если бы ни одна особенность — неограничные старой русской традиции «фигуральность» и колористика свистулек.fil-1Неподготовленного человека, особенно жителя Западной Европы, привыкшего к скудным формам и цветам, филимоновская игрушка может испугать. Особенно, если остаться с ней наедине. Без свидетелей.

Главное, набраться смелости и свистнуть. Глуховатый, несколько инфернальный свист создаст необходимый контакт и доверие между вами и крашенной «бестией». Отношения перейдут в привычку, привычка в зависимость.

Вас все время будет преследовать мысль, что ваш «свистящий зверинец» неполный. Начав с «барыни», вы захотите «солдата», затем настанет черед «коней», «баранов» и «петухов»… Наконец ваши отношения достигнут кульминации: вы задумаетесь о том, а как бы вы выглядели в виде филимоновской игрушки.

Это признак того, что вы неправильно свистели. Беспечно. Безадресно. Не знали вы, что все «образы», сюжеты филимоновских свистков не спонтанны, не для красоты…fil-2Изначально, пока филимоновский промысел был рассчитан не для «туристов», не на поток, местные ремесленницы делали игрушки только на заказ. Скажем, влюбленный добрый молодец приходил к определенной мастерице и просил ей поспособствовать в получении любовной власти над своей зазнобой. Мастерица в определенный день, в определенном месте, с определенным заговором собирала глину, затем вылепляла «барыню» и нарекала ее именем зазнобы доброго молодца. Влюбленному оставалось только свистнуть, и ответная девица была обречена на страсть к свистуну.

Та же история была со свистками «кавалерами» — только заказывали их уже барышни. Считалось, что свист «оживляет» глиняную игрушку, и с помощью его можно внушить прообразу свои мысли и желания. Это своего рода вуду. Именно отсюда и пошло выражение «быть игрушкой в чужих руках».

fil-5Уточним, что свистульки использовались не только в целях манипуляции над другими людьми. Скажем, свист в «барана» взывал к материальному благополучию, в «корову» — к плодовитости, в «петуха» — к смелости. Известно, что жители деревни Филимоново придерживались старой веры.

Однако, вероятно, за производством глиняных свистков скрывается совсем другая традиция. Вероятно, близкая к скоморохам. Возможно, именно поэтому у филимоновских свистулек такая «веселая» расцветка…

Если когда-нибудь вам посчастливится обладать настоящей филимоновской игрушкой, не спешите воспользоваться ею по прямому назначению. Как бы она — всей своей расцветкой — вас об этом не просила… Лучше поставьте ее в витрину и любуйтесь.

Источник

10374600cookie-checkТайна Филимоновской игрушки
 

Комментарии

  1. АватарНина Веселова, такой же пгт.Одоев.

    За филимоновскую игрушку не промолчу, потому как имею что сказать.То, что представлено на видио, называется ширпотребом, а не филимоновской игрушкой, товаром для непритязательного рынка.Отход от традиций подлинно народных мастеров, чьи изделия характеризовались «мягкой» певучей пластикой и благородной раскраской из минеральных красителей явил миру то, что имеем:потерю образности и красоты, как чувство меры и красоты скажут.В Одоеве так и не сложился народный промысел, местным чиновникам достаточно словесного треска об игрушке, а не организационных усилий в придании деревне Филимоново статуса достопримечательного места, где бы и был организован промысел, возродилась традиция в своей подлинности.Открыт музей в самом Одоеве в частном порядке крестьянского быта и народных промыслов, в духе местечкового патриотизма поименованного Музеем филимоновской игрушки и на сём успокоилиь, перетрудившись.Низкий уровень культуры самих управленцев культурой способствует стагнации подлинной культуры.

Добавить комментарий