Ясная Поляна, лето 2016
Те положительные эмоции, которые вызвала у меня Тула, были бы значительно слабее без двух дополнительных поездок, которые сделали впечатления от города объёмными и многогранными. Начну с Ясной Поляны, которая, неожиданно для меня, оказалась чуть ли не в пределах городской черты. Не совсем, конечно, но на смешном расстоянии. Случайно представилась возможность перед тем, как приступить непосредственно к осмотру имения графа Толстого, бегло оценить сегодняшний уровень жизни яснополянских крестьян. Точнее, тех, кто проживает сейчас в деревне Ясная Поляна, и среди которых, не исключено, есть потомки внебрачных связей любвеобильного соседа. При том, что дома достаточно аккуратны и добротны, отмечу характерную для большинства наших поселений особенность – каждый дует в свою дуду, у каждого дома своё лицо – свои стены, крыши, окна, заборы. А всё вместе, да ещё выстроенное впритык друг к другу, создаёт визуальную какофонию. Виду того, что мои мысли и предложения в вопросе градоустройства мало что значат, скроюсь на территории усадьбы, которая и была целью появления в этих местах, а путь к цели лежит через знакомые по многочисленным фотографиям воротам. Вхожу и, обернувшись, вижу их такими.
А прямо вверх тянется дорожка, которую хозяева усадьбы называли Прешпект. В те времена тут должны были (скорее всего, не высаживали же гостей у въезда в усадьбу) проезжать экипажи и важно прохаживаться дамы и господа, да и более шустрые сословия наверняка активно использовали этот маршрут, не вплавь же им пробираться к усадьбе по своим делам. Сейчас простые посетители передвигаются по Прешпекту пешком, а важных мы не встретили. Кстати, на фотографии видна группа китайских школьников. Хорошо, что они приобщаются к русской истории не только теоретически и дистанционно, за тысячи километров. Скажу ещё, что китайские гости были не единственными зарубежными гостями, на территории была выявлена ещё и испаноговорящая группа школьников старшего возраста.
Примерно с этой точки началась и экскурсия. Мы посчитали, что будет правильнее вручить себя в руки знающего человека и через него, как посредника, соприкоснуться с Толстым настолько близко, насколько это возможно. В целом, оказались правы – экскурсовод, совсем молодой человек, очень толково и на хорошем литературном (сейчас это необходимо отмечать специально) языке вооружил нас знаниями и впечатлениями, которые, когда народ рассеялся и размазался по территории, перебросили тоненький мостик в те времена, когда это же пространство заполняли другие люди. И, надо сказать, что временами зыбкая связь с прошлым восстанавливалась.
Экспозиция в двух домах, которые охватывает экскурсия, большая, даже слишком, как по мне. К сожалению, снимать внутри помещений запрещено, да и снаружи есть ограничения. Вот, например, верёвочка не пускает рассмотреть дом Толстых, и поэтому сбоку, прищурившись, напротив солнца нашёл дырочку в кустарнике.
Моя милиция полиция меня (остальных гостей, а также обслуживающий персонал, имущество, лошадей, кошек и остальные материальные ценности) бережёт.
Кошка, правда оказалась настолько худой, что, стесняясь своих форм, упорно отворачивалась от объектива
Я не назвал бы окрестности Ясной Поляны очень красивыми. В той же Тульской области есть много мест с более причудливым рельефом, украшенным лесами, реками и другими дарами природы. Однако, предыстория усадьбы вносит свою лепту в восприятие местности и погружает в общем-то обычные пейзажи в задумчивую и загадочную атмосферу, которую надо ощущать на месте.
Деревья, в большинстве своём, уже новые, но есть и посланцы славного прошлого. Это шишковатое дерево посажено то ли лично Л.Н. Толстым, то ли было высажено при его жизни
Система прудов, заложенных давно, осталась, но назвать их прудами будет слишком смело – их поверхность обильно заросла зелёными… даже не знаю, как это называется. Для Рио-де-Жанейро это, может быть, и нормально, но в нашей местности смотрится неаппетитно. Узнав об уходе из дома своего мужа, Софья Андреевна побежала топиться в один из этих водоёмов. Будь он тогда в сегодняшнем состоянии, вряд ли такая мысль пришла бы ей в голову.
Это вообще называется Купальня
Во время похорон Толстого не было церковной службы, как он и просил, а речь священника заменил рассказ о Зелёной палочке, которую старший брат писателя закопал где-то здесь, на краю оврага. Незадолго до нашего посещения в имении был слёт всех Толстых, способных добраться в Тульскую область России. Скорее всего, гирлянда и свежие еловые ветви на могиле дело их рук.
Неправильно было бы делать на основе всего одного посещения Ясной Поляны глобальные обобщения и давать категоричные оценки. Всего несколько часов в тёплый день, клонящийся к вечеру. Может быть, в день дождливый или промозглый, Ясная Поляна показалась бы прорехой на человечестве. Может быть. Нам же выпала удача видеть её в лучшем виде и неспешно побродить по аллеям парка, подышать её воздухом. Не хотелось бы писать о грустном, которое, конечно, есть и бросается в глаза. О прудах я уже сказал, но и парк тоже не в лучшем состоянии. Вряд ли Софья Андреевна допустила бы его одичание до такой степени. Знаю, что без помощи волонтёров было бы ещё хуже, знаю, что надо держаться, поэтому пишу больше о хорошем — усадьба этого заслуживает.
Надо было назвать «Толстые морят кошек голодом»
Помощник президента животину в черном теле держит, а сам лоснится весь.
Что то Толстой от такой замечательной Софьи Андреевны пешком сбежал.
Софья Андреевна и нас, челядь и быдло, не пустила бы любоваться этим всем.