Войти   Регистрация

С берега Опыхани к Ангелу в Аксиньино

На месяц с лишним забросил я свой ЖЖ. Не было вдохновения писать. Впрочем, оно так и не пришло; тем не менее решил потихонечку исправлять положение и хоть изредка, но оживлять репортажами свою страничку. Сегодня в продолжение прошлогодней поездки «в поисках» заброшенных тульских храмов представлю заключительную часть того путешествия — небольшой рассказ о двух, запрятавшихся среди зелёных зарослей краснокирпичных храмах сёл Теляково и Аксиньино, входивших когда-то в состав Венёвского и Тульского уездов.

Погода в тот день, не в пример обычно сопровождающим нас в путешествиях тучам, стояла славная. Фотографии выходили сочными и яркими. Итак, шурша колёсами и перекатываясь по неровностям грунтовки, продолжаем путь, позади оставляя селения Горшково, Денисово и Машково, с их заброшенными церквями, о которых можно прочесть тут и тут. И прибываем в село Теляково, где на окраине такой же одинокий, как в предыдущих местах, стоит забытый всеми храм.

В прошлом село входило в состав Тульского уезда (ныне – Ясногорский район) и носило название «Теляково, Опыхань тож». Поселение, окружённое когда-то лесами и помещичьими садами, окаймляли две небольшие речки Сушка и Опыхань, которые впадали в реку Беспуту, приток реки Оки. О времени возникновения села и происхождении его названия никаких исторически-достоверных сведений не сохранилось. Из межевой книги известно о существовании здесь в XVIII столетии деревянного во имя Рождества Пр. Богородицы храма. Находился он в двух верстах от нынешнего. В то время село называлось Опыхань; к концу XIX века название оное почти вышло из употребления.

Интересна история дальнейшего существования храма. Его месторасположение, устройство и благолепие находились в зависимости от помещиков, владевших этой местностью, несколько раз переходившей из одних рук в другие. С конца XVIII в. село принадлежало двум владельцам: Верхнее Теляково — статскому советнику А. Сумарокову, прихожанину церкви, что на Опыхани; другая часть — Нижнее Теляково — принадлежала некоему Крюкову. В 1800 г. от Сумарокова сельцо Верхнее Теляково перешло к его родственнику Кашинцеву, который в 1811 г. вместо ветхого деревянного храма, что на Опыхани, начал строить новый каменный, тоже во имя Рождества Пр. Богородицы. Однако окончательно устроен был только один придел, поскольку господин Канищев умер, так и не докончив постройки.

Наиболее величественно смотрится западный фасад храма. А точнее два нижних яруса колокольни. Сама же звонница несоразмерно мала в сравнении с нижними объёмами.

Пробравшись через густые заросли высоченной травы, пробуем попасть внутрь через колокольный вход, оформленный белокаменным порталом.

Над металлическими воротами сохранилась фреска «Образ Спаса нерукотворного». Но проход оказался сильно загромождён упавшими колокольными деревянными перекрытиями. По сему, во избежании переломов, внутрь церкви решили попасть иным путём.

И покамест мы ищем обходной путь, продолжу исторический сказ. В 1826 г. владетельница Нижнего Телякова вдова, бригадирша Екатерина Крюкова взялась закончить строительство храма, начатое господином Кашинцевым. Правда, рассмотрев храм, она нашла его очень обширным и непрочно устроенным, что побудило её обратиться с просьбою о дозволении перевести этот храм из Верхнего Телякова, в своё имение Нижнее Теляково. В 1848 г. храм полностью был разобран и перенесён на новое место, где через год на средства госпожи Крюковой был выстроен новый храм, освящённый 1 октября 1850 г. (один из приделов освящён в честь небесной покровительницы устроительницы храма — св.Екатерины). Именно эта церковь, выстроенная из кирпича разобранной по соседству церкви, и предстала перед нами.

Как и все окрестные храмы, местная церковь имеет декор в русско-византийском стиле.

В убранстве фасадов богато использован белый камень (известняк).

Судя по проступающей побелке, раннее храм был полностью крашен и его белённые стены были видны на многие мили вокруг.

Ещё в первый сюда приезд, пять лет назад, интерьер храма меня не впечатлил. По сему и в этот раз мы засвидетельствовали лишь алтарную часть с оригинальным решением — оконным проёмом в форме креста.

Снаружи апсидная часть разве что и примечательна так этим «оконным крестом».

Далее, преодолев незримую границу Ясногорского и Венёвского районов, а с ней и 40 км пути, мы прибываем в село Аксиньино.

Вплоть до создания Тульского наместничества Аксиньино входило в Растовецкий стан Тульского уезда. В 1626 г. в селе уже существовала церковь Архистратига Михаила. В 1676 г. по описи засечных укреплений в Аксиньино числилось «двоё ворот с городком». По указу царя Ивана Грозного в своё была построена Большая Засечная черта. Она проходила в районе Тулы, Рязани, Каширы и в начале XVII в. имела протяженность около 813 километров. Аксиньино входило в Венёвскую засеку: «на более опасных местах черты, особенно в засечных воротах (местах пропуска населения), там, где она пересекала большие дороги, сооружались деревянные и земляные форты с башнями, подъёмными мостами и частоколами, вооруженные, как правило, несколькими артиллерийскими орудиями, пищалями и тюфяками…». Характерно, что оборонительные сооружения в воротах были обращены обычно в обе стороны – на юг и на север, в ожидании набега татар, стремящихся к Москве или прокладывающих дорогу обратно восвояси.

Ну, а мы продравшись сквозь заросли, стали лицезреть с виду обычную церковь в классическом стиле, особенностью которой было лишь восседающее на купольном своде каменное изваяние. Такое оригинальное венчание храма увидали мы впервые. Представшая перед нами церковь Спаса Нерукотворного Образа строилась долго — более 70 лет — с 1790 по 1863 года. Храм своеобразен венчающим его купол (обшивка которого утрачена) огромной скульптурой коленопреклоненного Ангела, держащего крест.

В писцовой книге 7096-97 гг. (1587-89 гг.) Тулы и уезда сказано: «За Степаном да за Федором за Ивановыми детми Данилова старое их поместье село Оксиньино, на рчк. на Горней, да к селу ж припущена в пашню пуст. Бобанинская, на рчк. на Горней, что было в помесье за Михайлом за Кондыревым, а в селе место церковное сгорело, да в селе ж: во дв. поп, во дв. понамарь, во дв. проскурница, да три кельи, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии…». В 1626 и 1646 гг. вотчинником в Аксиньино был сын Степана — Богдан Степанович Данилов. Следующее упоминание Аксиньино приходится на 1785 г., когда в селе проживало 318 душ, принадлежавших помещице Прасковье Алексеевне Давыдовой (урож. Кондырёвой), которая в 1790 г. заложила в селе строительство нового каменного Спасского храма, но в 1795 г. последовала её смерть. Хоть и умерла она в Москве, похоронена была в Аксиньино. Несмотря на то, что в «Экономических примечаниях» от 1825 г. записано: «При оном селе состоит винокуренный завод паровой методы… сообразно требованиям выкуривается вёдер до 50 тыс.; поставляемое в Московскую и Тульскую губернию… доходу при дешёвой цене хлебу простирается до 50 тыс. рублей», храм по-прежнему оставался недостроенным, а количество крепостных душ сократилось: в 1825 г. при новом владельце бригадире А.В. Давыдове Аксиньино насчитывало всего 26 дворов. Окончена же строительством церковь была только в 1863 г. новым хозяином имения подполковником Павлом Ивановичем Кремешным.

При ближайшем рассмотрении видно, что скульптура утратила своё изящество и постепенно разрушается. Хотя по-прежнему смотрится необычно и величественно, особенно для сельской местности.

В конце XVIII – начале XIX вв. село принадлежало Давыдовым. В 1-й пол. XIX века здесь образовался усадебный комплекс, включавший недостроенный храмовый комплекс, усадебный дом, флигель, въездные обелиски и проч. постройки, принадлежавшие Владимиру Денисовичу Давыдову. Впоследствии в усадьбе хранилась богатая коллекция фарфора и работы известного художника Ореста Кипренского, который посетил Аксиньино около 1809 г. Предположительно, портрет Алексея Владимировича Давыдова работы О.А. Кипренского (представленный ниже)

…хранился в этой усадьбе. После революции он попал в Тульский губернский музей, а в 1922 г. в «…ввиду особой художественной ценности» был передан в Третьяковскую галерею. После Давыдовых (эта ветвь угасла по мужской линии) часть предметов искусства перешла к новому хозяину: в 1844 г. имение досталось опекуну, который вскоре его продал. Достроивший же церковь П.И. Кремешной, владелец усадьбы в 1860-е (около 15 лет был управляющим конным заводом графини Орловой в Хреново (Воронежская губ.), испытывал финансовые затруднения и потому продал усадебный фарфор и несколько картин Салищеву, владельцу мебельного магазина в Туле. Тот, в свою очередь, занимался распродажей ценностей по частям.
Спасская церковь, фото 1950-х годов.

В усадебный комплекс также входил мавзолей, приблизительно 1810-х гг. постройки. Он представлял собой необычный пример усыпальницы: над полуподземным склепом возвышалась изящная и хрупкая беседка. Давыдовский мавзолей не имел характерного для ампирных гробниц чувства скорбного величия, воплощенного в камне. Его облик напоминал скорее затейливое парковое украшение. В советское время, когда в селе был ныне исчезнувший колхоз, помещение склепа использовали под пекарню. Но с 1940 г. мавзолей стоял бесхозным, видимо, для пекарни выстроили отдельное здание. Сейчас, когда рухнула беседка, остался один полуразвалившийся и засыпанный склеп, который на вид представляет из себя бесформенную груду кирпичей.
Мавзолей Давыдовых, фото 1913 г.

Вопреки заверениям современных статей о разорении усадебного дома в советский период, господский дом Давыдовых просуществовал только до 1900 г., когда и был разобран. Лишь в небольшом флигеле бывшей усадьбы до 1970-х размещалась сельская школа. В 1980-е здание флигеля местными жителями было разобрано на стройматериалы. Флигель, фото 1973 г.

Прежде чем проникнуть в нутро храма, как обычно, осматриваем его со всех сторон.

А я продолжу рассказывать об интересных «кусочках» истории, связанных с Аксиньино. Как известно, первыми из рода Давыдовых хозяевами села был капитан Владимир Семёнович и его жена Прасковья Алексеевна. И вот как досталось им имение. В 1762 г. И.П. Данилов (на тот момент владелец Аксиньино) продал имеющуюся в селе «земляную дачу с угодьи без крестьян» отставному капитану В.С. Давыдову, а крестьян решил перевести в деревню Скорневу, в которой проживал сам. «Но крестьяне ослушались и в деревню Скорневу не перешли, а остались жить в Аксиньино на проданной Давыдову земле и работы на своего помещика не справляли». «А также за себя в казну подушные деньги в указные сроки не платили и с платежём денег сами в Тульскую провинциальную канцелярию не приезжали, а пересылали с посторонними…». Излагая всё это, подпоручик Данилов в челобитной, поданной 19 февраля 1763 г., просит Тульскую канцелярию «противящихся крестьян своих сыскать и расспросить, а по расспросе, за показанное их против него ослушество, учинить им наказание ботоги нещадно и содержать под караулом, пока не заплатят подушные деньги, а также обязать подпискою в переведении с прежнего их жилища в означенную деревню Скорневу и крестьянские свои работы исправлять на него беспрепятственно».

Над западным входом в нише когда-то располагалась фреска «Собор Архангелов». Сейчас лишь над входом нависает изувеченный временем каменный херувим.

И прежде, чем отворить тяжеленные, старинные двери в храм, закончу свой рассказ. После факта крестьянского неповиновения своему помещику (и всё это в преддверии грядущего восстания Е. Пугачёва), в скором времени в Аксиньине случилось ещё событие. Оказалось, что «в доме прихожанина оного ж села капитана Владимира Семёновича Давыдова проживал незнаемо которой епархии беглый поп. 28 июля 1763 г. в Тульскую канцелярию поступила Промемория архимандрита Илариона и протопопа Иванова, в которой по силе указа Ея Императорского величества Правительтвующего Синода члена великого господина преосв. Порфирия, епископа Коломенского и Коширского, они требуют команду солдат для вспоможения в сыске, взятье и посылке оного попа под крепким караулом. 7 августа 1763 г. с Инструкцией были отправлены с посланными из Тульского духовного правления два солдата, Фёдор Васильев и Фёдор Петров, которым приказано идти в Аксиньино и в доме капитана Давыдова беглого попа взять, а по взятьи объявить в Тульском духовном правлении и в Тульской канцелярии обстоятельно репортовать, и будучи в сей посылке обид и налог отнюдь никому не чинить под опасением за то указного штрафа». Суровые и забавные были времена.

Внутри небольшого объёма храма пространство увеличивают расположенные по окружности колонны…

…частично сохранившие свои капители.

Самым примечательным внутри церкви оказалась алтарная часть, с сохранившейся сенью, в виде ротонды.

Как выглядела роскошная сень, можно увидеть на фотографиях из книги «Памятники искусства Тульской губ. Материалы» 1914 г.

Интересна заметка «Кража из церкви», Тульские губ. ведомости №77, от 26 сентября 1887 г., стр.395:
«В ночь с 9 на 10 сего сентября месяца из церкви с. Аксиньина Венёвского уезда совершена кража денег 1304 р., находившихся в свечном комоде, из коих 1104 р. принадлежали церкви, а 200 р. – собственно священнику Успенскому. По произведенному дознанию и розыску оказалось, что похитители проникнули в церковь, раздвинув бывшие в окне железные полосы и разбив в раме стёкла; комод же был сломан, по признакам, долотом или стамеской. Из числа похищенных денег один билет Венёвского Городского Общественного Банка за №215 в 1000 р. найден 11 числа брошенным в поле в 2 верстах от с. Аксиньина и возвращён по принадлежности, а остальные деньги, заключавшиеся в сериях, кредитных рублях и звонкой серебряной и медной монете, а равно и виновных в краже этих денег, не отыскано, подозрения также ни на кого не заявлено, к розыску виновных приняты меры. Дознание передано судебному следователю».

В наши дни местными принесены внутрь алтаря множество современных икон.

Кусочек старины.

Если и была в храме настенная живопись, то до наших дней её признаков обнаружить не удалось. По сему надолго там не задержавшись, мы выбираемся наружу и идём осматривать отдельно стоящую колокольню. Точнее её сохранившихся да нижних яруса. Интересно, что один из колоколов был снят лишь в середине 1970-х жителями города Венёва в качестве сувенира.

В 1914-1916 гг. в селе значился питомник плодовых деревьев по разведению яблонь, владела которым Тулинова Екатерина Павловна (урожд. Кремешная). Она же являлась главным попечителем Аксиньинской земской школы, открытой в 1877 г. и построенной дворянином А.О. Давыдовским близ церкви. Здание школы было просторным, но требовало значительного ремонта: «Попечительница, которая проживает в Риме, поручает ремонт своим управляющим, но он не всегда исполняется».

В советское время церковь продолжала действовать: богослужения и крещение младенцев производились по большим праздникам до смерти священника в 1950-х. После местные жители разнесли часть церковного имущества по домам. Затем, до конца 1980–х, церковь использовалась под склад колхоза. Собственно, на сим мой рассказ подошёл к концу и до новых встреч.

При создании поста использованы следующие источники:
«Венёвский уезд»
— ГПИБ «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. 1895 г.»
Форум Тульских краеведов
«Родовид»

deni_spiri

10331160cookie-checkС берега Опыхани к Ангелу в Аксиньино
 

Комментарии

  1. АватарАНДРЕЙ ЛИФКЕ

    Хоть Вы и Бельведерской, а хам Вы, извините, трамвайный.

    Вы бы не только Малицкого почитали не внимательно, но еще бы и местных жителей расспросили. Полезно, знаете ли, бывает. Хотя, на что Вам? Можно и так — кто там когда жил-был. Конечно, можно еще Дениса Махеля ободрать бессовестно и его друзей-единомышленников.

    А пройти пешком от Настасьино, к примеру, через все ныне существующие и давно почившие в бозе деревухи, лугами, полями до Аксиньино? Это слабо? Всего-то 10 верст. Но нет. На автомобилетке. Да еще и подальше, ага.

Добавить комментарий