Этот дом, пожалуй, самый необычный в городе, настоящая тульская достопримечательность
Сейчас здесь живут люди, и мало кому удаётся вот так запросто побывать внутри. Myslo заглянул в гости к жителям загадочного сооружения
Тула, ул. Академика Павлова, 1-е
«Мы уже привыкли, что наш дом фотографируют, – говорят жильцы. – Всё время кто-то подходит к дому и разглядывает. Конечно, любопытно – это же жилая водонапорная башня!»
В этом году примечательному зданию стукнет 66 лет. Тульский «Водоканал» построил её в 1950 году. Не было ещё пятиэтажек вокруг, не было рынка, башенка стояла буквально «в поле» и трудилась по своему прямому назначению – создавала нужный напор воды.
Водонапорка в 50-х годах прошлого столетия. Фото tulainpast.ru
Помимо этого в водонапорке была химическая лаборатория, в которой анализировали отобранные пробы водопроводной воды. Здесь же на нижних этажах обустроили две квартиры для персонала: может, чтобы всегда были на службе и не отвлекались?
– Первыми жильцами водонапорки стали Иван Ильич, начальник южной станции «Водоканала», и Вера Антоновна, заведующая лабораторией, – делится Ольга Алексеевна Гаврилова, которая сама живёт в этом доме с 1984 года.
Вообще сотрудники тульского «Водоканала» в те годы жили в бараках возле нынешнего стадиона «Арсенал», в жилье нуждались многие.
Когда «Водоканал» построил новое здание, лаборатории переехали на очистные, и руководство предприятия рассмотрело возможность выделить работникам жильё в башне. Так водонапорка стала жилым домом.
Всего получилось шесть квартир. Казалось бы, такое огромное здание,
а разместились всего шесть семей. Но не всё так просто.
Жилые помещения здесь занимают чуть больше половины здания – четыре из шести этажей, а точнее, ярусов. На пятом этаже, который украшают пары узких окошек-бойниц, так называемая прибачная – практически пустое огромное помещение, «украшенное» лестницами, трубами, баками.
Та самая «прибачная»
– Когда мужу дали здесь квартиру, мы очень обрадовались – ещё бы, отдельное жильё! – рассказывает Ольга Гаврилова. – А дети кричали: «Ура! Мы будем на пятом этаже на велосипеде кататься!» Сейчас детям уже по сорок, а на «чердаке» мы бельё сушим.
Почему пятый этаж называется прибачной? Потому что над ним – бак! Огромный, тёмный и пустой. Как раз он-то и создавал нужное давление, чтобы вода бесперебойно подавалась в дома горожан. Снаружи этот ярус можно узнать по маленьким круглым окошкам.
Между баком и стеной
На условный шестой этаж из прибачной ведёт крутейшая металлическая лестница, жутковатая и узкая. Подниматься приходится, касаясь плечами с одной стороны стены дома, с другой – стены бака. Воду из бака спустили в 1998 году. И водонапорная башня окончательно потеряла своё первоначальное назначение, став жилым домом.
Башенка на крыше
На крышу можно попасть через узкий лаз в виде бетонного кольца. Страшновато, но это того стоит. Виды с крыши на город просто потрясающие! Но жильцы сами туда не поднимаются давно, а посторонних не пускают.
Крыша жутковатая, но виды с неё отличные!
Валерий Агеев – один из первых жильцов тульской водонапорки. В этом доме он живёт более 40 лет. Квартира у Валерия Степановича крайне необычная. С лестничной площадки кажется, что это три квартиры с одним и тем же номером. Ан нет! Дверь слева ведёт в кухню, прямо – жилая комната, правая дверь – это раздельный санузел и чулан. Получается, что попасть, к примеру, в уборную из спальни можно только через подъезд. Странно и не слишком удобно, но уж за 40 лет привыкнешь ко всему.
Три двери с одним номером
Ещё одна отличительная особенность квартир водонапорки – конфигурация комнат. Некоторые пятиугольные, другие с полукруглыми стенами, в основной массе маленькие. Потолки высоченные – 3 м 80 см, казалось бы, здорово. Но сами помещения тесны, отсюда и диссонанс. В кухнях от пола до потолка толстые трубы – остатки былой водонапорной деятельности башни.
Жильцы прячут трубы в короба
Одно из помещений на втором этаже долго пустовало: под ним была насосная станция, и пока башня качала воду, жить над работающим мощным насосом было невозможно.
Примерно семь лет назад тульский «Водоканал» снял водонапорку с баланса, отказавшись обслуживать здание. И башня перешла в собственность города. Люди, которые долго не могли никак распорядиться жильём, приватизировали свои квартиры. Но не продают. По словам жильцов, покупателей особенно не найдёшь – коммунальные условия в водонапорке так себе. После капремонта семилетней давности в здании стало холодно зимой, по 15-17 градусов в комнатах. А из-за необычной конструкции здания и плохой кровли часто капает с потолка.
– Зато летом тут просто прекрасно! – говорит Ольга Гаврилова, у которой в башне вполне себе уютная «двушка». – Окон много, они большие, вся квартира залита солнечным светом!
Много света, полукруглые стены и острые углы — такая жизнь в водонапорке!
СПРАВКА MYSLO
Дома в водонапорных башнях
У всех водонапорных башен первоначальное назначение одно – обеспечивать людей водой. Но время идёт, и многие башни в разных городах и странах за ненадобностью переделали в жилые дома, офисы, гостиницы и рестораны.
Юлия Королева, myslo.ru
В принципе если выкупить по гостиницу и отремонтировать могло бы получиться весьма эпично
Ходить в толчок через лестничную клетку это очень мощно.
Жить в таком доме интересно)) И никакая теснота не помешает.