За что ценю Гавриила Попова, так это за прямоту! Иной «демократ» столько тумана напустит, что его убеждений из-под этого тумана разобрать просто невозможно. Порой покажется, что и военную реформу они замышляют для укрепления нашей Армии, и агрессию Америки в Ираке осуждают. А вот Гавриил Попов на страницах «Новой газеты» сказал, как отрубил: военная операция в Ираке — это урок всем, кто мечтает восстановить в России «народную власть». Мировое сообщество (читай — Америка, ред.) никакого нарушения демократии и прав человека более не потерпит.
Ну, насчёт демократии и прав человека можно спорить, а то, что Америка не потерпит восстановления в нашей стране народой власти,- это точно. И если ещё лет десять мы будем такими же темпами разваливать оборонный комплекс и разрушать национальное сознание, можно в самом деле ожидать высадки американских «коммандос» на русской земле, если что-то мы вдруг захотим делать не так, как угодно Вашингтону.
Подобные мысли приходят в голову аккурат накануне так называемого Дня Независимости, который рекомендуется народу праздновать 12 июня. Более точное его название: День принятия декларации о государственном суверенитете, то есть о выделении Российской Федерации из единого союзного государства. Если называть вещи своими именами, нам предстоит торжественно отметить день распада нашей Родины.
Суверенитет он же в переводе на русский язык: «самодержавие», <самостояние>, «независимость») означает способность государства самостоятельно, без чьей-либо подсказки и диктата решать свои внутренние задачи и определять внешнюю политику. Очевидно, что чем сильнее держава, тем больше она имеет реального суверенитета. А выделение из единой страны отдельных частей ещё никому могущества не прибавило.
Веками русский народ нёс свою историческую миссию, выстраивая могучую империю. Первопроходцы пробирались через сибирские дебри, поморы торили путь сквозь ледяные северные моря, казаки доблестно бились на южных рубежах Отечества, суворовские чудо-богатыри брали Измаил, Пётр Великий закладывал Кронштадт, прорубая «окно в Европу»… У всего этого грандиозного государственного строительства был глубокий внутренний духовный смысл: православный народ утверждал в мире христианские ценности, оберегая от недругов свою Веру и показывая человечеству пример справедливого мироустройства. Поэтому, когда по всей планете шло варварское уничтожение покорённых племён, насаждение огнём и мечом западноевропейского образа жизни, Россия сберегла двести малых языков и народов, не трогая их обычаев, верований и традиций. Когда на площадях Европы и Нового света пылали костры инквизиции и орудовала гильотина, в России смертная казнь за убеждения была величайшей редкостью (напомним, что декабристы поднялись на эшафот не за «крамольные мысли», а за организацию восстания, приведшую к гибели многих людей). К началу XX века Россия оставалась единственным крупным самостоятельным, суверенным государством Земли, которое не склонилось перед Западной цивилизацией. По выражению британского историка Тойнби: «русские навлекли на себя гнев людей Запада своей упрямой приверженностью чуждой культуре». Добавим, — подлинно христианской культуре.
Вот почему огромные идеологические и финансовые силы Запада были брошены на разрушение нашей страны. Нас не удавалось растолочь в ступе колониального проекта Вселенной, где есть метрополия в виде Европы и Северной Америки, а есть сырьевые окраины, населённые «недочеловеками». Чтобы это сделать, изощрённо выискивались любые трещины в монолите Империи. В конце концов, страну удалось взорвать в феврале 1917 года.
«Парад суверенитетов», — явление, на российской земле пройденное дважды. Семнадцатый год привёл к появлению в самых разных уголках некогда единой страны самых удивительных псевдогосударственных новообразований. Как пелось в иронической песенке тех лет:
«И шумит Кубань водам Терека:
Я — республика, як Америка!»
Вслед за «парадом суверенитетов» начался «парад интервентов». Немцы оккупировали огромную территорию до Брянска, Ростова и Пскова, и если бы не бои на Западном фронте, дошли бы до Питера и Москвы. Турки хозяйничали в Закавказье, англичане в Средней Азии, японцы — на Дальнем Востоке. Сыновьям Великой империи было горько видеть Родину, лежащую во прахе. Не случайно главный лозунг Белой армии, восставшей против Смуты, гласил: «Россия — единая и неделимая». Под Россией, конечно, подразумевалась вся держава, а не современный обрубок РФ — И хотя в результате Гражданской войны лозунг о неделимой стране реализовали не белые, а красные, смута, тем не менее, была преодолена.
Правда, это преодоление далось нам дорогой ценой. В союзных республиках, созданных по национальному признаку, крылся соблазн новой <суверенизации>. Особенно опасным оказался внедрённый в сознание миллионов тезис о том, что единый русский народ на самом деле делится на три разных народа: русских, украинцев и белорусов. То, что в конце девятнадцатого века казалось вымыслом австро-венгерского генерального штаба, в середине двадцатого стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Ещё одной тяжёлой утратой для страны стало уничтожение национальной элиты — офицерства и духовенства, погибшего в огне горячей и холодной гражданских войн. Патриотически настроенную русскую элиту у руля власти заменила космополитическая еврейская. И несмотря на то, что за годы советской власти произошло массовое привлечение русских кадров из рабоче-крестьянской среды, преодолеть еврейское влияние так и не удалось, что аукнулось нам в годы «перестройки».
Но особенно драматические последствия принёс подрыв религиозной традиции и общинного, семейно-коллективного образа жизни русского народа. Слом традиционных устоев уже к началу шестидесятых годов привёл к падению рождаемости в русских семьях. В результате доля главного, государствоообразующего народа державы стала стремительно снижаться, и Советский Союз из преимущественно русской страны имел все перспективы превратиться в преимущественно мусульманскую.
Оправдывают ли эти предпосылки распад СССР и упомянутую декларацию от 12 июня? В лучшем случае объясняют, но не оправдывают. Ведь в результате принятия Декларации о суверенитете и обособления Российской Федерации мы не исцелили ни одной из вышеупомнятых болезней. Русские, украинцы и белорусы оказались более разобщёнными, чем прежде. Русская элита так и не сформировалась, зато национальность абсолютного большинства олигархов ни у кого не вызывает сомнений. Демографический провал среди славян не просто усугубился, — перерос в подлинную катастрофу. А пришельцы с юга прибывают на освобождающееся пространство уже не в качестве сограждан, а в качестве подданных сопредельных государств.
Что же нам делать? Ну уж конечно, не праздновать очередную годовщину совершённого национального самоуничижения. Но и не впадать в уныние, подводя счёт потерям. Россия сможет вернуть подлинный суверенитет, сплотив вокруг себя многие народы прежней державы, если заново осознает свою историческую миссию. Ведь и советское государство держалось на идее нестяжательства и справедливого мироустройства. Кодекс строителя коммунизма был во многом почерпнут из христианских заповедей. Правда, материалистический характер идеологии КПСС не уберёг коммунистическую верхушку от соблазнов и привёл к быстрому перерождению в течение буквально одного-двух поколений. Православное христианство, напротив, вынесло жесточайшие гонения и осталось притягательным для значительнейшей части русских людей.
Сейчас, когда к мировому господству рвутся силы, опирающиеся на голый цинизм, поклонение доллару и культ плотских удовольствий, нашей державной идеей должно стать восстановление и утверждение христианских ценностей целомудрия, совести и справедливости. В этом, — моральное оправдание нашего сопротивления глобальному, однополярному миру. В этом, — наша грядущая притягательность для народов планеты. В этом, — ключ к подлинной самостоятельности и независимости нашей Страны.
Иван ТАЛЯРОНОК