В Российской империи производством охотничьего оружия традиционно занимались кустари-одиночки, небольшие мастерские или частные фабрики, не могущие обеспечить огромную армию охотников оружием в должном количестве и надлежащего качества. Несмотря на обязательные заводские испытания кустарно собранных ружей, мастера не всегда следовали закону. Соответственно, никто не мог гарантировать охотнику достаточной прочности ружья, да и низкая цена к этому не особо обязывала. Проблема острой нехватки качественных ружей являлась следствием необходимости обеспечивать стрелковым оружием огромную армию, постоянными войнами и частым перевооружениями второй половины ХIХ века. Все попытки наладить производство охотничьего оружия на казенных оружейных заводах постоянно срывались, из-за государственных заказов на производство армейского стрелкового оружия. Да и на заводах производство охотничьих ружей было крайне не технологичным из-за доминирующей доли ручного труда.
В начале ХХ века Императорский Тульский оружейный завод, благодаря резкому снижению нарядов на производство винтовки Мосина, получил возможность загрузить освободившиеся производственные мощности фабрикацией охотничьего оружия. Именно налаженное машинное производство ружей, при максимальном снижении доли ручного труда, могло стать залогом массового производства качественного оружия по доступной цене.
Большую роль в становлении промышленного выпуска классического охотничьего оружия сыграл инженер ИТОЗа Сергей Александрович Зыбин, оказавшийся, во время учебы в Михайловской артиллерийской академии, на одной студенческой скамье с создателем легендарной «трехлинейки» Сергеем Ивановичем Мосиным. После окончания академии бывшие сокурсники вместе работали на Тульском заводе. С.И.Мосин налаживал производство своей винтовки, а С.А.Зыбин руководил производством охотничьего оружия. В конце ХIХ века мастера ИТОЗа уже изготавливали курковые «горизонталки», но в крайне незначительных количествах и практически полностью ручным трудом.
В 1901 году на Тульском заводе предприняли активные шаги по решению вопроса о выборе типа охотничьего оружия и оптимизации процесса машинного производства ружей. Вопрос стоял далеко не праздный, дело было новым, поэтому решено было воспользоваться готовыми решениями и использовать опыт заграничных оружейников. И вполне логичным шагом руководства завода явилась командировка Сергея Зыбина в развитые страны Европы. Вернувшись из поездки, Зыбин, проанализировав и обобщив иностранный опыт, предложил организацию производства охотничьего оружия с учетом наработок иностранных коллег, в частности — бельгийских оружейников.
Первый выпуск модели «Б» пришелся на конец 1902 года. Спустя год началось серийное производство этого ружья, продолжавшееся до 1956 года, с перерывами в Гражданскую и Отечественную войны. В связи с неизбежностью начала войны и полным переходом на военный госзаказ, в начале 1941 года завод передал производство охотничьего оружия одной из тульских оружейных артелей. С февраля по июль 1941 года артель имени Володарского занималась сборкой ружей из комплектующих производства ТОЗа. Ружья этой артели клеймились овальным клеймом с буквами «АимВ. Тула» в центре и, выпущенные в количестве всего нескольких тысяч экземпляров, с учётом естественных утерь и конфискации военного времени, ныне являются редким явлением, тем более – в хорошей сохранности.
Тульские «курковки» выпускались в нескольких вариантах. Помимо наиболее распространенной модификации ТОЗ-Б, имеющей классический подкладной замок, в незначительных количествах выпускались ружья с «льежскими» замками и с замками «в шейку». Последняя модификация «курковки» была наиболее дешевой и не имела верхнего узла запирания.
Знакомая всем отечественным охотникам модификация «тулки» — «ТОЗ-Б» с подкладными замками, представляет собой классический образец охотничьего оружия – «переломку» с горизонтально расположенными стволами, с тройным запиранием (на 2 подствольных крюка рамкой Перде и поперечным болтом Гринера), подкладными замки на боковых досках и наружными курками. Для отпирания затвора применен верхний ключ конструкции Вестли Ричардса. Курки с отбоем, выполнены отдельно от подпружиненных бойков, цевье отъемное, английского типа, с пружинной кнопочной защелкой. Боевые пластинчатые пружины замков V-образные, нагнетаются при ручном взведении курков. Спусковой механизм имеет 2 спусковых крючка и смонтирован на отдельном общем основании. Гильзы выдвигаются экстрактором при переламывании стволов. Калибр «императорских» «тулок» в основном был 12-й, но выпускались и ружья 16-го и 20-го калибров. Дульные сужения: цилиндр-чок или (на заказ) – чок-получок. Стволы паяные, с гильошированной прицельной планкой. Патронники, как правило, под 70-мм папковую гильзу. Ложа ореховая, полупистолетная или прямая. Антабки классические.
Стоимость ружей варьировалась от 33 до 80 рублей, в зависимости от отделки. Дешевые ружья украшались «цветной калкой» и простой гравировкой, дорогие ружья воронились и украшались золотой насечкой. Одной из отличительных особенностей экстерьера дореволюционных ружей был рудиментарные гребни по бокам колодки, находящиеся перед курками, ниже гайки бойков – наследие ударного замка, при котором гребень выполнял защитную функцию при разрыве капсюля.
При Советской власти производство ТОЗ-Б было восстановлено после Гражданской войны. С 1922 по 1932 гг. ружье производилось, за редким исключением, только 16 калибра. После 1932 года в серию пошли ружья 20 и 12 калибров. Длина стволов 16 калибра варьировался от 700 до 725 мм, вес – в пределах 3-3,25 кг.
В 1957 году ТОЗ-Б модифицировали. Новая модель стала называться ТОЗ-БМ, отличалась повышенной прочностью стволов. Калибр выпускаемых ружей — 16-й и 20-й.
«Тулка» 12-го калибра выпускалась с 1968 по 1974 гг. под индексом ТОЗ-66 и имело хромированные стволы с усиленной ствольной коробкой. Это модель и поныне считается лучшей из тульских курковок.
Для промысловиков выпускались «тулки» 28-го и 32-го калибра, имеющие индекс ТОЗ-50 и вес 2,6-2,8 кг при 720 мм стволах. Эти модели сегодня очень редко встречаются и для большинства охотников-любителей не представляют интереса.
С 1974 по 1978 гг. выпускалась модификация ТОЗ-54, отличающаяся от ТОЗ-БМ технологией производства и уродливыми «ультрасовременными» угловатыми формами, негативно воспринятыми охотниками, привыкшими к плавным линиям классической «тулки».
Отличия в форме курка ТОЗ-63 и ТОЗ-54
В 1978 году ТОЗ прекратил выпуск курковой «тулки». Ее производство было восстановлено только в 1986 году под индексом ТОЗ-80 и продолжалось вплоть до 1990 года. Технические характеристики и внешняя форма ружья идентичны ТОЗ-БМ и ТОЗ-66. Изменились лишь очертания цевья. Калибр – только 12-й. В настоящее время курковые тульские ружья, к сожалению, не производятся.
ТХ ТОЗ-63
Для иллюстрирования материала настоящей статьи было выбрано выдавшее виды ружье ТОЗ-63, 1970 года выпуска. Калибр 16. Стволы хромированные, что более чем существенно для рабочего охотничьего ружья. Патронники – под папковую гильзу (надо отметить, что для удешевления выстрела почти повсеместно охотниками использовались латунные гильзы, что, вопреки устоявшемуся мнению, снижает эффективность выстрела не более чем на 10-15%, что не является значимым при промысловой охоте).
На подушках ствольной муфты набиты следующие клейма: год сборки, клейма допускаемого давления в патронниках (до 700 атм.), клейма дульных сужений («чок» и «получок»), клейма испытания усиленными зарядами нитропороха, отстрела на кучность, обозначение калибра (16х70), тип сверловки (клеймо «бум» — под бумажную или пластиковую гильзу), а также серия и номер ружья.
Вес описываемого экземпляра – 3,2 кг, общая длина – 1165 мм, длина стволов – 725 мм, расстояние от заднего спускового крючка до пятки приклада – 365 мм, до носка приклада – 370 мм. Межосевое расстояние в казне – 27,4 мм, межосевое расстояние в дуле – 17,5 мм, габаритная высота колодки по щитку – 55 мм, высота щитка – 28,5 мм, габаритная ширина колодки – 55,5 мм, ширина колодки под щитком – 38,1 мм. Расстояние между отверстиями для бойков – 28 мм. Наружный диаметр стволов в дульной части – 19,9 мм, в казне – 27,8 мм. Внутренний диаметр стволов в патронниках – 18,9 мм, в дуле – 15,9 (правый ствол) и 15,7 (левый ствол). Расстояние между опорными поверхностями подствольных крюков – 50, 5 мм. Приклад имеет небольшой, практически незаметный отвод вправо, щека отсутствует. Погиб ложи в гребне – 35 мм, в пятке приклада – 50 мм, что является средним показателем для ложи, изготовленной на копире. Врезка металла в дерево неплохая, но древесина приклада имеет сильное нависание. Значение питча составляет 55 мм вниз.
Описываемое ружье имеет очень большой настрел явно непомерными зарядами, следствием чего является значительный горизонтальный и вертикальный шат стволов.
у меня ТОЗ-66. ЗАВИДУЙТЕ))))
Кусок, выброси своё дерьмо на помойку!
всем привет.я санёк 71г саратов .нашол ствол даже два думаю тоз по надписи 16х70 бум есть затыльник нашол приклад нет щёк курков ну и ещё мелочи хочу востановить прошу помоч по фотке посмотрел очень похоже.ещё с кампом не очень вот учусь писать.